Михайловский замок - единственное дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма в России. Он представляет собой уникальное здание, связанное с множеством легенд и преданий, часто мистического характера, и объединяет черты средневекового замка и светского европейского дворца XVIII века




АУДИОРАССКАЗ
история замка, трагическая судьба создателя, период забвения и начало новой истории, все это в нашем озвученном очерке про Инженерный замокЗамысел царя
Решение Павла I о строительстве новой императорской резиденции было продиктовано глубоко личными мотивами. Опасавшийся дворцовых переворотов, как это случилось с его матерью Екатериной II, Павел не желал оставаться в Зимнем дворце, где некогда был арестован. Он жаждал обрести собственную, неприступную крепость, которая стала бы не только его новым домом, но и символом несокрушимой власти монарха.
Согласно легенде, строительство замка было предопределено свыше: якобы солдату, стоявшему ночью на посту в Летнем дворце, явился юноша в сиянии и повелел возвести здесь храм и дом во имя архистратига Михаила, небесного покровителя первого царя династии Романовых. Этот рассказ хоть и кажется вымыслом, но отражает устремления самого Павла сделать новый дворец сакральным центром своего правления.
В процессе проектирования, продолжавшегося более десяти лет, император тщательно продумывал каждую деталь будущей резиденции, черпая вдохновение из виденных им во время заграничного путешествия архитектурных образцов. Строительство Михайловского замка стало воплощением мечты Павла о создании идеальной, неприступной крепости, которая бы олицетворяла всю силу и мощь его монархической власти.
Строительство
Указ о строительстве Михайловского замка был издан Павлом I в первый месяц его царствования, 9 декабря 1796 года. Новая императорская резиденция должна была появиться на месте обветшалого Летнего дворца Елизаветы Петровны. Место для строительства было выбрано не случайно: именно здесь 1 октября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича, который впоследствии и стал императором Павлом I.
Первый проект дворца, основанный на рисунках самого императора, был разработан архитектором Анри Виолье. Но последующую разработку проекта и непосредственное руководство строительством поручили зодчему Винченцо Бренне. Помимо Бренны, в создании проекта принимал участие сам Павел I, сочинивший несколько рисунков. Кроме того, в помощниках у Бренны числились такие архитекторы, как Федор Свиньин и Карл Росси.
Павел I, стремясь скорейшего завершения строительства, оказывал всемерную поддержку Винченцо Бренне. За короткий срок Бренна был произведен в статские советники, а ему в помощь направлены еще два зодчих - Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Для ускорения работ на стройку были переброшены строительные материалы с других объектов, в том числе декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, Академии художеств и Таврического дворца.
Закладка первого камня Михайловского замка состоялась 9 марта 1797 года. К концу октября того же года стены были возведены до крыши и перекрыты временной кровлей. Строительство завершилось в октябре 1800 года, при этом работы по внутренней отделке продолжались до февраля 1801 года. Торжественное освящение Михайловского замка и его домовой церкви состоялось 8 ноября 1800 года. Общая стоимость возведения и убранства замка составила 6 миллионов 171 тысячу 69 рублей.
Строительство велось молниеносно, как подметили современники, это привело к тому, что в момент переезда императорской семьи в новую резиденцию стены замка еще не успели полностью высохнуть, а местами на стенах образовался лед.
Архитектура и интерьеры
В плане Михайловский замок представляет собой ориентированный по сторонам света квадрат со скругленными углами, внутри которого находится восьмиугольный парадный двор. Главный въезд в замок располагался на южной стороне, откуда три расположенных под углом моста соединяли здание с находившейся перед ним площадью Коннетабля.
Все четыре фасада замка решены по-разному, но при этом создают впечатление гармоничного целого благодаря постепенному переходу с одного фасада на другой. Главный южный фасад построен на постепенном нарастании архитектурных масс и скульптурного декора от периферии к центру. На фоне гладких стен выделяется значительных размеров ризалит с мраморными колоннами, объединяющими два верхних этажа. Центральная часть фасада облицована разноцветным мрамором, обработанным крупным рустом, и украшена двумя обелисками с военной атрибутикой и вензелем императора Павла I.
Северный, выходящий в сторону Летнего сада фасад решен как «садовый», с широкой пологой лестницей, плавно переходящей в галерею-лоджию. Это решение позволило Бренне тесно связать Михайловский замок с окружающим пейзажным парком. Боковые фасады - со стороны реки Фонтанки и церковный - более лаконичны и сдержанны в декоративном оформлении.
Внутренняя планировка замка отличается большим разнообразием пространственных архитектурных форм. Анфилады прямоугольных помещений перемежаются круглыми, треугольными, овальными залами, что создает впечатление постоянно меняющихся перспективных видов. Одним из центральных элементов композиции является восьмиугольный парадный двор, к которому ведет единственный проезд, расположенный со стороны главного фасада.
Интерьеры замка были украшены произведениями крупнейших русских художников того времени, такими как Иван Акимов, Андрей Мартынов, Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Джон Аткинсон. Для росписи потолков в парадных помещениях были привлечены известные мастера - итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Особую ценность представляли произведения западноевропейских художников из личной коллекции Павла I, в том числе работы Рубенса, Грёза, Тьеполо и Маргариты Жерар.
Замок при Павле I
13 февраля 1801 года Павел I и его семья торжественно переехали в новый дворец. Павел рассчитывал, что Михайловский замок станет постоянной императорской резиденцией, но судьба его оказалась весьма трагичной. Всего спустя 40 дней, в ночь с 23 на 24 марта 1801 года, император был убит в собственной спальне заговорщиками из числа высокопоставленных военных и придворной знати.
Причиной заговора стало недовольство внутренней и внешней политикой императора, заговорщики решились на крайние меры, чтобы устранить его с престола. Возглавил смертельное покушение соратник Павла граф Пален, мастерски использовавший доверие монарха в своих целях. После расправы над императором его тело было выставлено в Малом тронном зале Михайловского замка, куда на протяжении нескольких дней допускались толпы подданных для прощания.
После смерти Павла замок утратил статус парадной императорской резиденции и перешел в ведение Министерства Императорского двора. В последующие десятилетия Михайловский замок постепенно пришел в запустение. Многие ценные интерьеры и предметы убранства были утрачены либо разграблены - так, по распоряжению императора Александра I, серебряные врата из дворцовой церкви пошли на переплавку для изготовления свадебного подарка его сестре. А при императоре Николае I был извлечен из замка мрамор для отделки Нового Эрмитажа.
Неоднозначная репутация Павла I, трагические события, связанные с его гибелью, породили множество мистических преданий и легенд, которые будоражат по сей день умы горожан и гостей города.
Инженерный замок
В 1819 году Михайловский замок был передан в распоряжение Главного инженерного училища, после чего получил второе название - Инженерный замок. Это решение было продиктовано стремлением императора Александра I найти достойное место для размещения одного из ведущих военно-учебных заведений Российской империи.
Предшественницей Николаевской инженерной академии, разместившейся в стенах Инженерного замка, являлась Инженерная школа, основанная ещё в 1712 году в Москве по указу Петра I. В 1733 году она была переведена в Санкт-Петербург и размещалась в различных зданиях, пока в 1855 году её не объединили с Кадетским корпусом, образовав Николаевскую инженерную академию.
Инженерное училище, располагавшееся в Михайловском замке, занимало ведущие позиции в системе военного образования Российской империи. Здесь готовили высококвалифицированных офицеров-инженеров для строительных, дорожных и фортификационных работ. Среди выпускников этого престижного учебного заведения были многие известные в России деятели - писатели Федор Достоевский и Дмитрий Григорович, композитор Михаил Глинка, военный историк Александр Михайловский-Данилевский.
Находясь в пышных интерьерах бывшего императорского дворца, будущие инженеры-офицеры не могли не испытывать определенного трепета. Особую атмосферу Инженерному замку придавали легенды о появлении в его стенах призрака убитого Павла I. Эти мистические рассказы активно использовались старшими курсантами для устрашения и розыгрышей младших.
После Октябрьской революции в замке размещались сначала Инженерные курсы, затем Военно-инженерная школа, Военно-инженерный исторический музей РККА, Военно-техническая академия. После войны здесь разместили Ленинградское военно-инженерное училище, а также Центральную военно-морскую библиотеку.
Наши дни
Поворотным моментом в судьбе Михайловского (Инженерного) замка стал 1991 год, когда треть его помещений была передана Государственному Русскому музею. Как уже говорилось выше, здание замка долгие годы занимали различные военные и научно-технические учреждения, нанесшие значительный ущерб его историческим интерьерам. Многие залы были перепланированы, а уникальная отделка - грубо закрашена.
В 1994 году весь Михайловский замок, за исключением помещений, занятых Центральной военно-морской библиотекой, перешел под управление Русского музея. Началась масштабная реставрация, нацеленная на максимально возможное воссоздание первоначального облика императорской резиденции.
Особое внимание было уделено восстановлению исторических интерьеров. В Воскресенском, Тронном и Малом тронном залах, Георгиевской галерее и других парадных помещениях были воссозданы лепные украшения, живописные плафоны, мраморная отделка стен. Знaчительные усилия были приложены к реконструкции сложных инженерных сооружений, окружавших замок, - Воскресенского канала и Трехпролётного моста.
Параллельно с реставрационными работами проводилась тщательная научная реконструкция внутреннего убранства. По сохранившимся чертежам и описям были воссозданы утраченные элементы декора, в том числе уникальная мебель, бронзовые и серебряные изделия. Особую ценность представляло возвращение на исторические места ряда живописных полотен, созданных для Михaйловского замка выдающимися российскими художниками.
Торжественное открытие полностью отреставрированного замка состоялось 27 мая 2003 года, незадолго до 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. С этого момента величeственный дворец Павла I распахнул свои двери для широкой публики, представив уникальные архитектурные и художественные сокровища. Сегодня в залах Михайловского замка размещены постоянные экспозиции Русского музея, раскрывающие различные грани российской культуры.