Это место на набережной Мойки наполнено историей начиная с петровских времен. Пройдя через огонь грандиозного пожара, блеск царского двора, оно станет одним из центров культурной жизни Северной столицы.



На пересечении реки Мойки и Невского проспекта, напротив Строгановского дворца, в доме №15 на углу Невского проспекта находится один из особняков купцов Елисеевых. Трехэтажный дом, не считая цокольного этажа, выделяется двумя ярусами колонн на угловом и центральных фасадах. В проемах колонн углового фасада, на втором и третьем этажах, расположены большие скругленные окна с наличниками из лепнины. Дом состоит из трех флигелей, его фасады помимо Мойки и Невского, выходят также на Большую Морскую улицу.
В петровские времена, примерно с 1716 года на этом месте находился деревянный Мытный двор работы архитекторов Георга Маттарнови и Николая Гербеля. К моменту катастрофического пожара 1736 года, здесь уже функционировал большой Гостиный двор. После пожара участок, где находится особняк, оставался не застроенным до 1755 года.

АУДИОРАССКАЗ
прослушайте созданный нами исторический очерк об особняке Елиссевых, его легко можно забрать с собой на прогулку по набережной МойкиВременный дворец
За год до этого, на противоположной стороне Мойки, барон Строганов возвел свой знаменитый дворец. Во время бала по случаю окончания строительства, императрица Елизавета Петровна восхитилась результатом, который Строганов и Растрелли достигли за короткое время. Возможно, что во время празднования, императрица поручила зодчему Растрелли возвести временный Зимний дворец напротив дворца Строганова, так как ни Зимний Дворец на Неве не был достроен. Франческо Рестрелли не подвел. Как и в случае с дворцом Строганова, ему понадобилось всего шесть месяцев для возведения временного одноэтажного деревянного Зимнего дворца на берегу Мойки.
Масштаб временной резиденции впечатляет - площадь участка простиралась от Малой Морской до реки Мойки, включая территорию Невского проспекта. В богато украшенном дворце насчитывалось не менее 150 различных помещений. В 1757 году в театре при дворце состоится первое представление профессионального театра под руководством Федора Волкова. Елизавета Петровна так и не дождется окончания строительства Зимнего дворца на Неве, она умрет в этом дворце 25 декабря в 1761 году. В этом же дворце ее наследник, Петр III, примет присягу, а также дарует свободу дворянам. Вместе со своей супругой, будущей императрицей Екатериной II, молодой царь проживет во временном дворце до 1762 года.
После переезда царской семьи в новую резиденцию, временный дворец начнут разбирать и перевозить в Красное село. В 1767 году, когда большая часть дворца будет разобрана, здесь откроет свою мастерскую французский скульптор Фальконе, в его распоряжение отдадут Тронный зал и кухню. Именно здесь, на месте дома Чичерина и Елисеевых, будет создана модель знаменитого Медного всадника.
Особняк Чичерина
Здание особняка начнут возводить в 1768 году специально для генерал-полицеймейстера Николая Ивановича Чичерина, который проживет в этом доме до 1782 года. На картах и путеводителях по Петербургу особняк Елисеевых имеет второе название - особняк Чичерина. Таким образом сохраняя историческую справедливость, ведь Елисеевы купят этот дом только в 1858 году. Чичерин являлся знаковый фигурой Петербурга, по его просьбе даже переименовали Зеленый мост, что находится рядом с особняком, в Полицейский. Строительство дома займет три года, а главный полицейский Чичерин поселиться в новом особняке в 1771 году.
Кто являлся автором этого проекта доподлинно не известно, некоторые историки склоняются, что это здание построил Жан Батист Валлен-Деламот. Другие утверждают, что свою руку приложил Георг Фельтен, так как в архитектурном здании прослеживаются черты Зимнего дворца. Здание является отличным примером раннего классицизма, в котором явно прослеживается переход от барокко к более строгому стилю. Главной доминантой здания является двухъярусная колоннада, которая удивительно напоминает колоннады Зимнего дворца. Нижний ярус фасада украшает тосканский ордер, в то время как верхний ярус выполнен в композитном стиле.
Помимо собственников в особняке на Мойке также проживали квартиранты, среди которых было не мало знаменитых и известных людей. Здесь с 1780 года по 1783 год например жил архитектор Джакомо Кварнеги. Помещения на первых этажах сдавали различным обществам и клубам. Так еще при Чичерине здесь находился Музыкальный клуб. За время его существования, с 1778 года по 1792 год, здесь часто можно было встретить Дмитрия Фонвизина, Александра Радищева, скульптора Федота Шубина, архитекторов Ивана Старова и Николая Львова, композитора Дмитрия Бортнянского.
Дом Косиковского
В 1790-е годы особняк на Мойке сменил своего владельца - им стал князь Александр Борисович Куракин. При новом хозяине в 1794 году к зданию был пристроен трехэтажный корпус со стороны набережной. Затем, в 1799-1806 годах, дом принадлежал банкиру Абраму Перетцу, а в 1806-1858 годах - именитому петербургскому купцу Андрею Косиковскому. Именно при Косиковском, в 1814-1817 годах, архитектор Василий Стасов возвел на Большой Морской улице 4-этажный корпус с внушительным портиком из 12 ионических колонн, особняк значительно расширился, приобретя свой современный облик.
В этот период дом Косиковского стал центром культурной жизни Петербурга. Здесь размещались различные организации - от книжных лавок и типографий до музыкальных обществ. В 1820-х годах в особняке жил известный журналист и литератор Николай Греч, а в 1828 году здесь некоторое время проживал Александр Грибоедов, незадолго до своей трагической гибели в Персии.
С 1830-х по 1850-е годы в доме Косиковского находилась редакция журнала Отечественные записки Андрея Краевского. Кроме того, здесь располагался магазин фортепианной фабрики Лихтенталя, где устраивались концерты выдающихся композиторов, таких как Ференц Лист и Антон Рубинштейн.
Особняк Елисеевых
В 1858 году особняк на набережной Мойки перешел в руки купеческой семьи Елисеевых - одной из самых влиятельных торговых династий Санкт-Петербурга. Его новыми владельцами стали братья Григорий и Степан Елисеевы.
К тому времени дом уже имел богатую историю и был известен как один из центров культурной жизни города. Приобретя это историческое здание, семья Елисеевых продолжила его культурную традицию, вложив средства в его реконструкцию и благоустройство.
В 1859-1860 годах по проекту архитектора Николая Гребенки в особняке была проведена масштабная перестройка. Были заменены нижние колонны в центре фасада на массивные пилоны, изменен рисунок наличников, введены круглые окна. Также был перестроен Большой зал, расширены дворовые флигели, а флигель на набережной Мойки надстроен четвертым этажом. Таким образом, Елисеевы адаптировали историческое здание под новые функции, придав ему черты ранней эклектики. Сами Елисеевы будут проживать во флигеле выходящим на Мойку, остальные строения как и прежде будут сдаваться квартирантам и различным обществам.
Важную роль в культурной жизни особняка сыграло «Благородное собрание», которое занимало парадные помещения дома с 1860-х по 1910-е годы. Это было закрытое элитное общество, куда входили представители «лиц благородного звания и почетного купечества».
В стенах «Благородного собрания» проходили балы, маскарады, литературные вечера с участием известных писателей - Федора Достоевского, Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и других. Здесь также выступали артисты Александрийского театра.
После смерти Григория в 1879 году владельцем дома стал его сын Петр Елисеев - крупный банкир и меценат. В начале ХХ века дом перешел к Степану Елисееву.
Рестораны
Особняк на протяжении своей истории был домом не только для виднейших деятелей культуры, но и для знаменитых ресторанов Санкт-Петербурга.
Одним из самых известных заведений, располагавшихся в особняке, был ресторан «Талион». Он открылся здесь в 1810 году и просуществовал до 1825 года. Владельцем ресторана был некий Талион, отсюда и произошло его название. «Талион» быстро завоевал популярность среди жителей Петербурга - здесь часто бывал и Александр Пушкин, упомянувший ресторан в романе «Евгений Онегин». После отъезда Талиона за границу владельцем заведения стал Антон Фельет, и ресторан получил новое название - «Фельет».
В советское время в особняке на Мойке работали сразу два ресторана - «Дарьял» и «Медведь». Они размещались в помещениях первого этажа здания. «Дарьял» занимал центральную часть этажа, а «Медведь» располагался в помещениях, выходящих на улицу Герцена (ныне Большая Морская).
Советский период
В 1919 году по инициативе Максима Горького в особняке был создан Дом искусств (ДИСК) - своеобразный приют для голодающей петроградской интеллигенции. Это стало одной из ярких страниц в истории здания. Здесь нашли приют многие выдающиеся деятели культуры того времени: писатели Александр Грин, Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Михаил Зощенко, Всеволод Рождественский, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян; художники Кузьма Петров-Водкин, Юрий Анненков и другие. В ДИСКе сформировалось творческое объединение «Серапионовы братья».
В стенах Дома искусств проходили литературные вечера, на которых выступали Александр Блок, Андрей Белый, Федор Сологуб, Владимир Маяковский, сам Максим Горький. Здесь Александр Грин работал над своим знаменитым романом «Алые паруса», а Ольга Форш написала первый исторический роман «Одеты камнем» и роман «Сумасшедший корабль», посвященный жизни обитателей ДИСКа. Увы, идиллия продлилась недолго. В 1921 году в Доме искусств был арестован Николай Гумилев, а в 1923 году он был окончательно закрыт.
После закрытия ДИСКа в здании на Мойке разместился кинотеатр «Светлая лента», позднее переименованный в «Баррикаду». Здесь, в 1920-е годы, работал студент Консерватории Дмитрий Шостакович, аккомпанируя на пианино немым фильмам. Но вскоре его уволили, посчитав, что его игра слишком сильно отвлекает зрителей от просмотра. Кинотеатр «Баррикада» продолжил свою работу даже в годы блокады Ленинграда, став одним из немногих очагов культурной жизни в осажденном городе.
Наши дни
В 1990-х годах здание было реконструировано под гостинично-деловой комплекс «Талион». Со стороны Мойки.открыли один из лучших ресторанов на набережной - ресторан «Виктория», интерьеры которого удачно гармонируют с исторической архитектурой особняка. Жизнь этого дома на набережной Мойки снова приобрела привычный ритм привитый Елисеевыми.
Помимо культурных и деловых мероприятий, в особняке проводятся различные экскурсии, которые проведут нас по истории этого места через несколько веков, от Мытного двора, до наших дней.