История рода Строгановых протянулась от времен Золотой орды, через освоение Сибири и блеск Петербурга. Судьба и жизнь этой семьи вызывает не меньший интерес, чем великолепный дворец на Мойке, который был не только домом Строгановых на протяжении почти двух веков, но и стал местом притяжения аристократов и монархов




АУДИОРАССКАЗ
погрузитесь с нашим аудио рассказом о дворце Строгановых на Мойке в историю одной из самых известных семей не только Санкт-Петербурга, но и всей РоссииЛегенды Строгановых
История семьи обросла различными легендами. Одна из них утверждает, что династия будущих промышленников, видных политических деятелей и меценатов началась в эпоху Золотой Орды, когда некий мурза проникся христианством и перешел на службу к русскому государю. Вскоре Великий князь отправил его воевать против бывших сородичей, битву он проиграл и попал в плен. Предательство мурзы вылилось в мучительную казнь. С христианского неофита сняли по живому мясо. Другие легенды менее кровожадные.
Две другие легенды уносят нас во времена Дмитрия Донского. Одна из них гласит, что род начался в Новгороде, где проживал некий Спиридон, близкий человек к Дмитрию Донскому. Один из внуков которого помог в 1445 году откупиться от Орды князю Московскому Василию Темному, попавшему к татарам в плен. Другая легенда говорит, что основателем рода является новгородец Лука Спиридонов, - внук псковского правителя.
Эти легенды довольно часто рассказывали Строгановым, на что они загадочно лишь улыбались. Кто как не они знали, что их род пошел от поморских крестьян, а основателем династии был Федор Лукич Строганов. В далеком 1498 году он поселился на Севере в поселке Усольск, на правом берегу реки Вычегды, здесь добывали соль, на которой впоследствии и разбогатели Строгановы. В те времена соль была на вес золота, она была в дефиците, а потому дорогим удовольствием.
Спустя время они открыли свои солеварни в Пермском крае и на реке Каме. С появлением капитала, Строгановы расширили свою деятельность, помимо других промыслов, они стали знаковыми купцами в торговле, ведь их предприятия находились на пути в Сибирь.
Следует учесть, что накопление состояния Строгановых не обошлось без жесточайшей эксплуатации местного населения, а также завоевания новых земель. Так Строгановы, прославились своим участием в экспедиции атамана Ермака Тимофеевича. Именно они, в 1582 году, обеспечили всем необходимым 540 казаков, которые с Ермаком отправились отвоевывать Сибирь у Кучума. Кучумово царство пало вместе со смертью хана. Погиб и легендарный Ермак. В результате похода Россия обрела Сибирь. а Строгановы безмерную благодарность царя.
Строгановы за благодарность платили преданностью. Во времена Смуты, они полностью снарядили за свой счет дружину и отправили ее на выручку Москве. Чуть позже, первому из династии Романовых пожертвовали баснословную сумму в четыре миллиона рублей. Царь Михаил Федорович оценил преданность, Строгановы получили титул «именитых людей». Вместе с титулом они получили практически полную неприкосновенность, право строить собственные города и иметь собственное войско. Они единственные, кто смог сохранить привилегии титула на протяжении ста лет.
В петровские времена, дом Строгановых возглавил Григорий Дмитриевич. Его деятельность внесла значительный вклад в проводимые царем реформы. Спустя 7 лет после смерти Григория Дмитриевича, в 1722 году, Петр I даровал трем его детям Александру, Николаю и Сергею баронское достоинство. Так появились бароны Строгановых.
Дворец на Мойке
Но давайте вернемся в Петербург, к дворцу Строгановых на Мойке. История дворца началась в 1742 году. В этот год барон Сергей Григорьевич Строганов выкупил у портного Неймана недостроенное архитектором Земновым здание на углу Невской перспективы. Новый дом получил два этажа, сторона на Невском проспекте получила 25 окон, а по Мойке 7 окон. Получилось довольно скромное здание, которое явно не соответствовало уровню Строгановых. В 1753 году, Сергей Григорьевич обратился к Бартоломео Растрелли, чтобы знаменитый архитектор возвел новое здание.
Чтобы проект двигался быстрее, барон поселил зодчего на нижних этажах дома. Расстрелли проектировал, а Строганов покупал необходимые материалы. Все бы ничего, но настоящий импульс в возведении дворца дал пожар, который произошел в доме 1 ноября 1753 года. Помимо дома Строгановых сгорел также расположенный рядом одноэтажный дом построенный Домеником Трезини. От домов остались лишь фундаменты, да обугленные стены.
Терпение и размеренность барона закончились и тут начались чудеса, которые свойственны только России. Как говорится в пословице - «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Сергей Григорьевич не боясь финансовых издержек одномоментно нанял огромное количество строителей, чему обрадовался Растрелли. Петербург не знал такого быстрого преображения. Всего через шесть недель, на пожарище старого дома, возник трехэтажный дворец в стиле тогда модного барокко. Растрелли как всегда был на высоте - фасады здания украшали статуи, обильная лепнина, среди которых свое место заняли герб Строгановых и медальон с профилем великого зодчего.
Чтобы закрепить произведенный эффект, - «что невозможное возможно», барон Строганов уже 15 декабря 1753 года организовал бал в новом дворце. Значимость мероприятию придала сама Елизавета Петровна, которая посетила бал своего любимца. Впечатлившись результатом, императрица распорядилась о немедленном возведении напротив дворца Строганова временного Зимнего дворца. Спустя год Елизавета Петровна станет соседкой Строгановых.
В то время Строгановский дворец состоял из двух корпусов, северный фасад выходил на Невский проспект, а западный на Мойку. Восточный, как и южный участок был отдан под служебные строения, которых отделяла декоративная стена. Парадный вход, в виде арки, находился на Невском проспекте. Гости через Парадное крыльцо попадали в Вестибюль. а после поднимались по Парадной лестнице на второй этаж, где собирались в Приемном зале. Покои Строгановых выходили на Невский, а со стороны Мойки располагались парадные залы.
Среди залов, особое место занимала Зеркальная галерея, восемь окон которых бесконечно отражались в зеркалах стен напротив. К сожалению Парадная лестница и Зеркальная галерея не сохранились до наших дней. Но сохранился Большой зал с его великолепным плафоном работы венецианских художников Джузеппе Валериана и Антонио Перезинотти. Как и гости Строгановых, мы и сегодня можем насладиться удивительными по своей красоте мифологическими героями Олимпа. На протяжении более двух с половиной веков Строгановский дворец менялся в угоду моде и технологическому укладу общества, но шарм дворца остался неизменным.
Александр Строганов
Барон Сергей Григорьевич прожил во дворце всего два года. В 1756 году, в возрасте 49 лет, он умер в чине генерал-поручика, оставив после себя добрую память мецената и основателя знаменитой картинной галереи. После его смерти во владение имуществом вступил сын Александр Сергеевич.
Первый брак на Анне Воронцовой, крестнице Елизаветы Петровны, оказался неудачным, развод императрица не одобрила, возможно поэтому Александр Строганов отправился дипломатом в Вену, где вскоре получил титул графа Священной Римской империи. После естественной смерти Анны 21 февраля 1769 года Строганов вернулся в Петербург. Второй брак на Екатерине Трубецкой также оказался неудачным. Трубецкая подарила барону сына Павла и дочь Софью, но сама ушла к фавориту Екатерины II Римскому-Корсакову, известного не иначе как бабника, дуэлянта и «мужа всех жен». Неизвестно, почему судьба не дала счастливого брака Александру Сергеевичу, возможно он был настолько незаурядной личностью, что вторую половинку, соответствующую ему, было невозможно найти.
В 1787 году, барон решил возвести дополнительные два корпуса - южный и восточный, поручив перестройку своему свояку архитектору Федору Демерцову, бывшему крепостному князя Трубецкого. Демерцов за свои заслуги перед князем получил вольную, заслужил офицерский чин и дворянство, а после женился на внебрачной дочери князя, таким образом стал дальним, пусть и не по крови, родственником Строгановых. Построив два корпуса, Демерцов, замкнул таким образом дворцовое каре. В восточном крыле Федор Иванович создал Минералогический кабинет, во втором корпусе разместили Картинную галерею, за зеркальными дверями который устроили Столовую и Буфет.
После Демерцова, благоустройством дворца занимался известный архитектор Андрей Воронихин. Судьба которого непосредственно связана со Строгановыми, о чем мало где упоминается. Как и Демерцов, Воронихин был крепостным, но уже не Трубецких, а самих Строгановых. В кругах Петербурга Воронихина считали внебрачным сыном одного из баронов. Под началом Андрея Никифоровича была перестроена в классическом стиле Парадная лестница, в южной части дворца он создал покои для сына Павла, а на месте Буфета появился кабинет-лаборатория «в египетском стиле». Кабинет был оборудован для проведения различных химических и физических опытов, поэтому его называли не иначе как «Физический кабинет».
Рука Воронихина также коснулась Большого или Танцевального зала. При нем, растреллевский зал, приобрел черты не только барокко, но и черты классицизма, которые филигранно переплелись в интерьере, не уменьшая и не преувеличивая ни один из стилей. Стены украсили декоративные панели - десюдепорты с иллюстрациями к поэме «Подвиги Энея» античного поэта Вергилия. Новые четыре люстры в классическом стиле улучшили освещение. Граничащую с Большим залом Малую гостиную, через искусственный мрамор и барельефы наполнили античной мифологией по произведениям Овидия и Гомера.При Демерцова и Воронихине небольшие изменения получили растреллевские фасады, их окрасили в желто-розовой цвет, убрали статуи аллегории сторон света и нимфы.
Самой большой страстью барона, а впоследствии графа, стало искусство, которому он посвятил большую часть своей жизни. В свое время он возглавлял Академию Художеств и Императорскую Публичную библиотеку. Помимо публичных показов собранной коллекции, что было редким явлением в Санкт Петербурге, Александр Сергеевич предоставил доступ к полотнам студентам Академии, разрешив им копировать известных мастеров. Помимо картинной галереи, во дворце находилась одна из лучших библиотек города. Дворец Строгановых был местом притяжения художников и писателей. Гостями дворца были писатели Державин, Крылов, Гнедич, Фонвизин, среди художников здесь часто бывали Боровиковский, Щукин, скульптор Мартос, а также композитор Бортнянский и математик Эйлер.
Помимо одной из лучших коллекций живописи, дворец украшали скульптуры великих мастеров: Карло Растрелли, Козловского, Гудона, Прокофьева. Также дворец славился своими гобеленами, художественной бронзой, фарфором, резной мебелью, коврами и другими милыми, но в то же время ценными предметами. А вот личных покоев при этом у Александра Сергеевича не было, он спал в разных помещениях на раскладной кровати, на креслах или кушетках.
Если дворец покажется вам маленьким, то несомненно вас удивит количество дворовых. В обслуживании дворца было задействовано 600 человек - повара, певцы, музыканты, актеры, плотники и многие другие. Несомненно такой подход и увлечения барона обходились в колоссальные суммы. Даже Екатерина II, как-то раз обмолвилась австрийскому императору: «Вот человек, который целый век хлопочет, чтобы разориться, но не может». Преданность и харизма барона заслужили особую дружбу императрицы и ее сына Павла, а влияние и уважение сделали его предводителем петербургского дворянства.
Но делом всей жизни для Александра Строганова стало возведение Казанского собора, за строительством которого, начиная с 1800 года, граф надзирал 11 лет, практически до своей смерти. 15 сентября 1811 года в присутствии императорской семьи храм освятили. В честь знакового события Строганов дал грандиозный бал в своем дворце на Невском проспекте. Спустя две недели, 28 сентября Александр Сергеевич Строганов умер.
Павел Александрович
После смерти главой дома Строгановых стал сын Павел Александрович или Поль, как его называли близкие. В отличии от своего отца, судьба Павла сложилась более трагично. Он не так сильно был увлечен искусством, большая часть его жизни прошла в государственных делах и в военных походах.
Удивительно, но будучи еще юношей, находясь во Франции в 1789 году Павел воспылал революционными идеями. хотя впоследствии стал значимым государственным деятелем. Как рассказывал его воспитатель Жильбер Ромм, семнадцатилетний юноша восторженно аплодировал революционерам, жертвовал деньги и даже разгуливал по Парижу в красном колпаке крича: «Смерть тиранам!». Узнав об этом, Екатерина II приказала вернуть Поля в Россию и запретить въезд в столицу.
Павел вернулся в Россию в 1791 году и обосновался в подмосковном имении Братцево, где проживал до 1796 года. Здесь он встретил свою супругу Софью Владимировну, дочку Натальи Петровны Голициной, которую прославил Александр Пушкин в «Пиковой даме». Свадьба состоялась в 1793 году. После высочайшего разрешения молодые вернулись в Санкт-Петербург и поселились в западном крыле Строгановского дворца выходящего на Мойку.
При Александре I Павел Александрович, в самом начале царствования императора, входил в «негласный совет», в который входили также князь Чарторижский, госсекретарь Сперанский, князь Виктор Павлович Кочубей и граф Николай Новосильцев. Граф Павел Строганов имел чин тайного советника, был сенатором, а также занимал пост в министерстве внутренних дел.
В начале века начались войны. В 1805 году Павел Александрович отправился в военный поход против Наполеона. Затем принял участие в сражениях со шведами, турками и потом опять с французами. За достойную службу и талант военачальника получил чин генерал-лейтенанта. Войны закончились трагедией. 23 февраля 1814 года во время Краонского сражения погиб его единственный сын девятнадцатилетний Александр.
Пушкин упомянул в одной из глав чернового варианта «Евгения Онегина» это трагическое событие: «О страх! О горькое мгновенье! О Строганов, когда твой сын... упал, сражен, и ты один...». Здоровье Павла Александровича пошатнулось и в 1817 году он умер, так и не оправившись от утраты.
Софья Владимировна
После смерти Павла. состояние и семейный дела перешли к его вдове Софье Владимировне. В отличии от своей матери Софья Строганова была очень красивой и очень деятельной женщиной. Помимо двух школ - горнозаводских и сельскохозяйственных наук, она учредила строгановские стипендии в Академии художеств, активно участвовала в жизни Вольного экономического общества.
При дворе Елизаветы Алексеевны имела статус статс-дамы и была ее духовной наставницей. Александр I сделал попытку ухаживания, но Софья Владимировна тактично остановила увлечение императора и более того, она пользуясь случаем наоборот сблизила его с супругой.
Традиции дома Строгановых при Софье Владимировне не были забыты, она с удовольствием продолжала общаться и принимать во дворце деятелей русской культуры. Особенно полюбили ее салоны поэты и писатели. Державин был очарован ее обаянием и умом, которое он выражал в стихах. «О сколь, София, ты приятна, В невинной красоте твоей, Как чистая вода прозрачна, Блистая розовой зарей!», такие строки он не раз посвящал графине.
После гибели сына Александра, род графов мог закончиться. Понимая это, Софья Владимировна решила связать браком свою дочь Наталью с бароном Сергеем Григорьевичем Строгановым. Имея дальнее родство этот брак мог состояться только с согласия Синода. После получения разрешения в 1818 году, состоялась свадьба, а барон получил графский титул. Молодым отвели северную часть дворца. Дочь как и подобает Строгановым увлекалась живописью и чеканкой, но при этом рисовала и сама. Некоторые работы Натальи Павловны хранились в Академии художеств.
Софья Владимировна проживала в южной части дворца, который частично перестроила внутри. Вместо Физического кабинета появилась новая библиотека, при этом Библиотеку Павла Александровича, которую отделал архитектор Иван Колодин, она сохранила в прежнем виде. В 1830-х годах графиня выкупила дом Рудометовых граничивший с дворцом Строгановых. Спустя короткое время, адрес Невский проспект №19 стал известен петербуржцам, как дом в котором находится самый лучший трактир в городе, - трактир «Строганов».
В 1821 году во дворце Строгановых состоялась вторая свадьба, Софья Владимировна выдала замуж за князя Василия Голицина дочь Аделаиду. Аделаида Павловна была любимицей у своей бабушки Натальи Голициной. Известным фактом являются слова Натальи Петровны, что лучших людей, чем Голицыны и Чернышевы в России не сыскать, скорее всего именно под влиянием княгини и состоялся этот брак. После свадьбы молодым выделили практически весь корпус выходящий на набережную реки Мойки. В качестве подарка им было даровано имение Марьино в Тосненском уезде.
После торжеств в отведенном корпусе затеяли смену интерьеров. Новую отделку поручили крепостному архитектору Голициных Петру Садовникову. Основной запоминающейся работой Садовникова стала Арабесковая гостиная рядом с Минералогическим кабинетом. Она выполнена в стиле Лоджий Рафаэля Зимнего дворца. Также Садовниковым были выполнены и другие работы во дворце, в том числе он перестроил Парадную лестницу. В период с 1833 года по 1842 год часть работ во дворце выполнил архитектор Иосиф Шарлемань.
В 1845 году Софья Владимировна ушла из жизни, согласно строгановскому майорату наследство перешло к ее дочери Наталье Павловне, которая передала управление имуществом своему супругу графу Сергею Григорьевичу. После смерти в 1872 году Натальи Павловны он станет наследником дома Строгановых, в том числе и дворца Строгановых на Невском.
Сергей Строганов
Полный тезка своего родственника возвысившего род Строгановых, был не менее влиятельным человеком в Петербурге и тем более при дворе. Сергей Григорьевич получив инженерное образование в Институте путей сообщения большую часть своей жизни посвятил поддержке и развитию образования. Но перед этим он прошел как и многие дворяне испытание войной. Еще будучи бароном, вместе с лейб-гвардией Гусарского полка он воевал в чине прапорщика против Наполеона. Позже принял участие в кампании против турок, но уже в чине генерал-майора.
После свадьбы на Наталье Павловне, став графом, Сергей Григорьевич увлекся педагогическим поприщем, при этом он не отстранился от государственных дел. Большую часть своей жизни граф провел в Москве, где даже занимал должность губернатора. В 1825 году по его инициативе в Москве открылось училище технического рисования - Строгановское Училище. Спустя полтора века, это учебное заведение превратилось в Художественно-промышленный университет имени Строганова.
Граф также увлекался археологией, он учредил и возглавил Археологическую комиссию. Сергей Григорьвич Строганов ежегодно финансировал научные экспедиции, в частности раскопки в Крыму. Именно при нем были найдены Керченские клады и «скифское золото», которые сегодня находятся в Эрмитаже. Даже этот небольшой пример показывает значимость экспедиций в изучении истории на основе полученных артефактов. Нумизматическая коллекция Строганновского дворца была одной из лучших в Европе.
Столь активная педагогическая и научная деятельность графа не обошла стороной и царский двор, Строганов стал главным наставником великих князей Николая, Алексея, Владимира и Александра Александровича будущего императора Александра III. Близость к двору не ограничивала его взглядов и общения с известными людьми Петербурга, которые пропагандировали прогрессивные идеи, впоследствии приведшие страну к революции. Особенно граф был дружен с Герценым, ссылкой которого он был крайне возмущен.
Сергей Григорьевич прожил крайне насыщенную, интересную и долгую жизнь. Граф умер в 1882 году в возрасте 88 лет. Наследником стал его внук, граф Сергей Александрович Строганов. Кроме дворца на Невском и доходных домов в Петербурге, внуку перешло и более ста миллионов капитала.
Последний владелец
Еще будучи молодым, Сергей Александрович прослыл нелюдимым, редко посещал балы и званные мероприятия. Возможно это было связано с его первой любовью, которую он испытывал к двоюродной сестре графине Наталье Толстой, на брак с которой он получил отказ от родителей.
А вот вторая любовь, уже к троюродной сестре, к княжне Евгении Васильчиковой, закончилась браком. Княжна была известна своей неповторимой южной красотой - стройная, со смуглой кожей лица. От нее словно веяло восточным изыском, грацией присущей только женщинам Ближнего Востока, что на всех производило неизгладимый эффект. Венчание пары состоялось 18 апреля в 1882 году в Сергиевском соборе Санкт Петербурга. После брака княжна еще больше похорошела. Свой медовый месяц они провели в Испании, после супруги перебрались в Волшево.
Но вскоре Евгении Александровне наскучило жить в усадьбе, тем более она не могла забеременеть, что еще больше ее угнетало. После очередного путешествия заграницу, прямо во время псовой охоты она уехала в Петербург. По приезду в Петербург, княжна отправилась к известному в городе гинекологу, который сделав непонятную операцию заразил ее кровь. Узнав об этом граф незамедлительно вернулся в Петербург и не отходил от нее до ее смерти. 10 декабря 1884 года супруга графа Строгонова скончалась, ее прах похоронили в имении Васильчиковых в Новгородской губернии.
Наследник, после преждевременной кончины супруги, в основном проживал во Франции, а все дела поручил своей Главной конторе в Петербурге. Как и все Строгановы Сергей все равно оставался патриотом России. После начала войны с Японией, граф построил за свои средства крейсер оборудованный воздушными шарами для проведения разведки.
Возможно, что столь частое отсутствие графа в Петербурге и привело, к ставшему знаменитым на весь Петербург, ограблению в 1912 году дворца Строгановых. Пробравшись во дворец грабители смогли вскрыть сейф откуда похитили около 4 тысяч рублей наличными и векселей на 22 тысячи. Воров задержали примерно через год. Компания совершившая преступление вызвала оторопь у петербургской публики, среди воров не было ни одного рецидивиста или профессионального вора. Банда состояла из бывших полицейских, владельца чайной, одного дворового столяра и мастерового, но самым интересным персонажем этой истории оказался член Государственной думы Кузнецов.
После революции
Сергей Александрович Строганов окончательно покинул Россию сразу после революции в 1917 году, Перед этим, опасаясь разграбления, граф лично передал ключи от дворца и картинной галереи наркому Луначарскому. В 1918 году граф во Франции официально женился на француженке и дворянке Генриетте Левьез. Генриетта была его спутницей с начала века. До самой смерти граф проживал вместе с ней на вилле Кап-Эстель, которую приобрел на ее имя в 1911 году.
В 1919 году Сергей Александрович продал в Париже часть строгановского майората господам Карлу Ярошинскому, некому Клягину и Шретеру. Сумма сделки составила всего 14 миллионов франков, но для той ситуации это была колоссальная сумма. Как потом распорядились инвесторы полученными активами остается загадкой и по сей день. Спустя четыре года, в 1923 году, словно по иронии судьбы, на первомай, последний граф Строганов по мужской линии скончался на своей вилле Кап-Эстель в Эзе недалеко от Ниццы. Похоронен на Русском кладбище Кокад.
Спустя четыре года, в 1923 году, на первомай, последний граф по мужской линии скончался на своей вилле Кап-Эстель в Эзе. После смерти, право на наследство, согласно строгановскому майорату, заявил некий граф Николай Строганов, но французский суд постановил оставить состояние второй жене Генриетте Левьезе. Она умрет 11 февраля в 1960 году в Монако и будет похоронена рядом со своим мужем.
Осиротевший дворец в Петербурге тем временем будет жить своей жизнью. Здесь уже больше никогда не будет пышных балов или культурных салонов. Новая власть вначале откроет «Народный дом-музей», чуть позже разместит Академию сельскохозяйственных наук, а затем и другие госучреждения. В 1935 году фасад здания будет перекрашен в зелёно-белый цвет, таким цвет будет до 2003 года. В 1937 году дворец передадут военным. В результате различных перепланировок интерьеры дворца существенно пострадают. Наследство Строгановых частично распределят по музеям, но очень много бесценных вещей будут распроданы или похищены.
Только в 1988 году Строгановский музей приобретет статус музея. Спустя четыре года, по инициативе внучатой племянницы Строганова, баронессы Элен де Людингаузен, начнутся первые реставрационные работы, которые продлятся более 20 лет. Основной движущей силой станет Благотворительный Строгановский фонд. Фонд будет финансово участвовать не только в реставрации Строгановского дворца, но также станет опорой по восстановлению многих храмов, дворцов-музеев в Санкт-Петербурге и пригородах.
Сегодня дворец входит в состав Русского музея, он открыт для посещения. В музее доступны две постоянные экспозиции - «Русский Ампир» и «Минералогический кабинет».