Юсуповский дворец уникальный архитектурный ансамбль XVIII века, памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу энциклопедии петербургского аристократического интерьера.




АУДИОРАССКАЗ
история, факты, владельцы - все это доступно и в нашей аудиоверсии исторического очерка про Юсуповский дворец на Мойке, который можно взять на прогулку по набережной МойкиДворец Шуваловых
Один из самых популярных дворцов на реке Мойке является дворец Юсуповых, что находится на набережной Мойки 94. До того времени, как дворец стал собственностью Юсуповых, он принадлежал графу Андрею Шувалову, который возвел его на месте земельного участка доставшемуся ему в 1762 году после смерти родителей. Поэтому прежде чем перейти к истории дворца при Юсуповых, давайте познакомимся с первыми его владельцами.
Возвышение камер-юнкера Шувалова и получение им титула графа, часто связывают с его непосредственным участием в дворцовом перевороте 1741 года приведшего на престол Елизавету Петровну, при этом упускают заслугу его супруги - Мавры Егоровны Шуваловой. Мавра, Маврушка или Маврутка, как ее именовали при дворе, была дурна лицом и мала ростом, но была очень близка к императрице, а также славилась своим незаурядным умом и умением плести интриги. Даже возраст фаворитки Елизаветы не смутил тридцатилетнего Петра Шувалова, в феврале 1742 года пара обвенчалась.
Спустя некоторое время после свадьбы Шуваловы обзавелись собственным дворцом в стиле барокко около Крюкова канала. Мавра умрет в 1759 году, спустя три года умрет и граф Шувалов. Состояние и наследство перейдет их сыну Андрею Петровичу.
Андрей Петрович продаст родительский дом и вскоре начнет строительство нового, на свой вкус, дворца чуть выше по Мойке. Проект дома граф закажет у архитектора Жана Валлен Деламота, ставшему при Екатерине II одним из знаковых зодчих Петербурга.
Новый дворец в стиле раннего классицизма возведут к концу 1760-х годов. Дворец получит по центру три этажа, а два боковых ризалита получит два. Основным украшением фасада станет портик с шестью колоннами дорического ордера, в центре которого Валлен Деламот разместит въездную арку. Главный вход во дворец будет расположен в овальном парадном дворе со стеной, монументальные ворота которой, будут служить вторым въездом со стороны улицы Декабристов или Офицерской, как ее именовали в те времена.
После смерти Александра Шувалова в 1789 году, наследники графа продали дворец в казну. Дворец простоял без хозяина шесть лет. Новой хозяйкой станет племянница Потемкина графиня Александра Васильевна Браницкая, ей в 1795 году дворец подарит императрица Екатерина II.
Но новая хозяйка, жена коронного гетмана Польши Франциска Ксаверия Браницкого и любовница Потемкина, предпочитала Петербургу свое имение на Украине. В имении у Белой Церкви она проводила большую часть своего времени, а дворец на Мойке тем временем пустовал. Все изменилось 5 марта 1830 года, когда графиня продала за 250 тысяч рублей дворец своему племяннику, сыну своей младшей сестры Татьяны, Борису Юсупову.
История семьи Юсуповых
С этого времени начинается самая яркая история дворца на Мойке, который теперь будут именовать Юсуповским дворцом. Но сначала нужно познакомиться поближе с семьей Юсуповых, чтобы полностью оценить их место в Российской империи. История этой семьи не менее увлекательна, чем истории других знаменитых семей Петербурга, таких как например Строгановы или Елисеевы.
Первые упоминания о Юсуповых уводят нас в конец позднего Средневековья, во времена Ногайской орды. Владетель орды Юсуф-мурза, отец казанской царицы Сумбеки, вел вражду с Иваном Грозным, часто наносил разрушительные набеги на московские земли. В то же время его младший брат Исмаил стремился к союзу с русским царем и мирному сосуществованию, что вызывало протесты старшего брата.
После падения Казани в 1552 году, Юсуф собрал стотысячное войско и планировал напасть через Астрахань на московское царство. Но брат Исмаил не поддержал брата, началась междоусобица в результате которой Юсуф-мурза погиб. Спустя восемь лет, в 1563 году, Исмаил отправил двоих детей Юсуфа Иль-мурзу и Ибрагима-мурзу в Москву в качестве заложников верности ногайцев.
Спустя почти сто лет, внук Иль-мурзы Абдул-мурза в 1681 году примет православие и получит имя Дмитрий. Вместо татарского мурзы, правнук Юсуф-мурзы будет пожалован в стольники под фамилией Юсупово-Княжево, а также получит титул русского князя. Еще до принятия в православие мурза женится на богатой вдове Екатерине Сумароковой.
В 1676 году у них родится сын Григорий, которого судьба прямо с детства свяжет с Петром I. От детских игр, до сподвижника Петра, через победы в битвах на Азове, в Нарве, Канцах и Полтаве судьба сделает Григория Дмитриевича влиятельным и могущественным. В чине генерал-аншефа он станет членом Военной коллегии, а также получит место сенатора. На похоронах Петра I, Григорий Дмитриевич шел одним из первых, что говорит об очень близких отношениях с царем. Григорий Дмитриевич был женат на вдове стольника князя Львова, княгине Анне Никитичны, которая родила ему единственного сына Бориса. Григорий умер в 1730 году, спустя пять лет умерла и его супруга.
Наследник князя помимо состояния, также унаследует недвижимость в Санкт-Петербурге, в частности дом на Галерной набережной, ныне это Английская набережная дом 26, загородную усадьбу на Фонтанке и двор на Васильевском острове.
Еще при Петре I, по воле царя, Борис Григорьевич отправится во Францию, в Тулонское училище гардемаринов, которое благополучно закончит. Но моряком князь так и не станет. Его талант пригодится в государственном управлении. Практически всю свою жизнь он посвятит службе, будет московским генерал-губернатором, будет управлять Ладожским каналом, станет президентом Коммерц-коллегии, а в конце своей жизни возглавит Рыцарскую академию.
Академия при Юсупове станет одним из лучших учебных заведений в Санкт-Петербурге. Князь наведет порядок уволив немало неспособных чиновников и преподавателей, улучшит содержание воспитанников, введет новые правила учета полученных знаний, а также расширит кругозор кадетов.
Так при нем появится театральный кружок под руководством драматурга Александра Сумарокова. Результаты которого восхитят императрицу Елизавету, что она распорядится открыть при корпусе театральное отделение. Это станет знаковым событием для театрального сообщества, ведь именно отсюда берет свое начало история русского драматического театра.
Борис Григорьевич уйдет из жизни в 1759 году. Из своих 63 лет жизни, он 48 лет отдаст службе государству. Похоронят Юсупова в Александро-Невском монастыре. Супруга Бориса Григорьевича - Ирина Михайловна, которая была моложе на 22 года, переживет его на 29 лет. Состояние семьи перейдет пятерым детям - четырем дочерям и сыну, главным наследником которого станет единственный сын Николай. Одна из дочерей, Евдокия, впоследствии станет герцогиней Курляндской.
Николай Борисович Юсупов
Николай Юсупов станет одним из крупнейших сановников. Князь примет участие в коронации трех царей: Павла, Александра I и Николая I. Еще молодым, примерно в 20 лет Николай отправится для самообразование в большое путешествие по Европе. Он посетит все значимые страны: Францию, Англию, Италию, Португалию, Испанию и Германию. Во время правления Екатерине Второй князь представлял двор в Риме, Турине и Неаполе, а также приобретал произведения искусства, картины и статуи для Эрмитажа, Павловска и Гатчины.
Юсупов обожал искусство, с первых лет жизни в Европе он начал собирать свою собственную коллекцию. Владея пятью языками, потрясающим образованием он открыл для себя двери многих домов Европы. Николай Борисович был дружен с Вольтером, Бармаше, Дидро и многочисленными живописцами того времени, в том числе с Давидом, Грезом, Ле Гро. В Ватикане он договорился с папой Пием VI о снятии копий с фресок Рафаэля для Эрмитажа. Неизвестно сколько бы еще князь времени провел бы в Европе, но французская революция, ее размах и смута, заставили в 1789 году вернуться его в Россию. Огромную коллекцию привезенную из своего путешествия Юсупов разместил в перестроенном дворце на Фонтанке.
Спустя четыре года, в 1793 году Николай Борисович женится на вдове Татьяне Васильевне Энгельгардт, племяннице светлейшего князя Потемкина-Таврического. Князь оставив государственную службу в 1804 году, снова отправится в Европу. В этот раз судьба сведет его с Наполеоном, тот будет очарован умом и образованностью Николая Борисовича, предоставит Юсупову доступ в императорскую ложу в театре, а также подарит ему две вазы севрского фарфора и три гобелена из серии «Охота Мелеагра».
Помимо увлечения искусством князь прославился также своей слабостью к женщинам, что сделало брак несчастным, но развод стал бы позором, поэтому супруги просто решили жить каждый своей жизнью. Дворец на Фонтанке был продан в казну. Юсупов уехал в Москву в имение Архангельское. Измены и фливорное поведение князя не оттолкнули от него людей, в частности Пушкин пригласил князя на свою свадьбу, а после посвятит ему свое произведение «К вельможе». Князь умрет от холеры в 1731 году в возрасте 80 лет. Будет похоронен в Москве, наследство перейдет его сыну Борису.
После неформального развода Татьяна Васильевна с сыном Борисом переедут на Английскую набережную. Здесь частыми гостями будут не только светские люди, но и люди искусства. Среди гостей не редко можно было встретить Державина, Крылова и Пушкина, последний был соседом Юсуповых, в то время Александр Сергеевич проживал в доме номер 52.
Новый дворец Юсуповых
После смерти отца, сын Борис унаследует не только внушительное состояние, но еще и внушительный долг в размере трех миллионов рублей. Помимо долга князю перейдут 250 тысяч десятин земли и свыше 40 тысяч крепостных. Эксплуатация крепостных, ростовщичество и отказ от расточительных затей отца, позволят исправить финансовое положение Юсуповых. Знаменитое Архангельское в Подмосковье лишится своих редких деревьев, птиц и животных. Актрисы и балетные труппы закончат свою трудовую деятельность на скотном дворе, а музыканты пополнят армию бродячих артистов. Еще одним источником доходов стали кабаки, которые князь без зазрения совести открыл в большом количестве. В тоже время, среди своих подопечных, князь пропагандировал здоровый образ жизни, но высокий доход, что они приносили, превысил моральные доводы.
К моменту смерти Николая Борисовича дворец Шуваловых на Мойке уже будет в собственности Юсуповых, дворец купит его сын Борис. Отличительной чертой аристократии при правлении Николая I стала скупость, которая не обошла стороной и Бориса Юсупова. Но на новый дворец князь не поскупился, началась его реконструкция. Работы были поручены архитектору Михайлову и продлились восемь лет, вплоть до 1838 года.
Дворец обновил боковые ризалиты, им добавили один этаж. С восточной стороны построили новый корпус с Банкетным залом. Флигеля объединили, в них разместили картинные галереи и открыли домашний театр в стиле барокко. За дворцом разбили сад, возвели новые оранжереи и садовый павильон.



Первые интерьеры
Дворец получил новую парадную лестницу со стороны Мойки. Во дворце появился Танцевальный зал, а также три новых гостиных: Синяя, Зеленая и Императорская. Интерьеры поручили итальянским мастерам Антонио Виги, Барнаба Медичи.
Банкетный зал с 24 колоннами коринфского ордера стал самым большим. В экседре зала установили бюсты императора Николая и его супруги, центр украсили античные мраморные скульптуры. На стенах разместили портреты династии Романовых: Александра II, Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны и Марии Александровны, а также представителей рода Юсуповых и гетмана Разумовского.
Банкетный зал находился рядом с Танцевальным, которую украсили многокрасочным плафоном и невообразимой красоты ста тридцати двух рожковой люстрой с ограненными под бриллианты - подвесками. Пройдя Танцевальный зал гости оказывались в созданной Михайловм анфиладе парадных гостиных. Анфиладу открывает Зеленая гостиная, стены которой, естественно, были выкрашены в зеленый цвет. Тонкий и приятный оттенок наполнял зал свежестью и легкостью. Стены украшали картины в основном известных во Франции мастеров XIX века. Жемчужиной гостиной стал камин из малахита выполненный мастерами способом «русской мозаики».
За Зеленым залом гостей встречала Императорская гостиная, которую еще называли Малиновой. Второе название она получила из-за малиновых, с золотыми розетками штофов, что украшали стены. А императорской ее называли из-за размещенного в ней портрета царствующего императора. Как и в Зеленой гостиной, здесь свой взор привлекала люстра в стиле ампир созданной французскими мастерами. Вторым украшением был пол из наборного паркета изготовленного из восьми сортов тропических деревьев. Стены зала украсили картины английских и французских художников XVIII века. В зале также находилась скульптура Ангела работы Антонио Канова.
За Малиновой гостиной следует Синяя. Цвет зала также происходит от штофов, в этой гостиной они синего цвета с золотым рисунком. В центре зала располагалась бронзовая скульптура - уменьшенная модель памятника баварскому курфюрсту Максу Эммануэлю Третьему. Потолок украсила хрустальная люстра с вставками из кобальтового стекла и мифологический сюжет в античном стиле «Состязание Аполлона и Марсия в искусствах», которую выполнили ученики художественной школы Пьетро Скотти.
На втором этаже нового корпуса также разместили анфиладу парадных помещений, которую завершал домашний театр. Здесь же разместили коллекцию Юсуповых, галереи которой вызывали восхищение. Бенуа писал, что коллекция Юсуповых может с легкостью соперничать с коллекциями Лувра, Эрмитажа и Потсдама. Подтверждением, что коллекция была одной из лучших в Европе, служит выпущенный в 1839 году князем каталог семейного собрания на французском языке. В этом издании упоминается 483 картины и тридцать одна скульптура из мрамора. Коллекция вплоть до революции постоянно дополнялась. При описи большевиками в 1919 году в ней насчитывалось уже более 3000 картин.
На убранство и перестройку дворца Юсуповы потратили колоссальные средства, но оно стоило этого. Даже сегодня у посетителей захватывает дыхание от этого торжества искусства и ненавязчивой, но в тоже время помпезной красоты.
Дворцовые хроники
В 1836 году семья Юсуповых переехала с Английской набережной и обосновалась во дворце на Мойке. К этому времени Борис Николаевич уже обзавелся новой семьей. Это был второй брак. Первая супруга княжна Прасковья Павловна Щербатова умерла при родах в 25 лет в 1820 году. Новой невесткой Татьяны Васильевны в 1827 году стала семнадцатилетняя Зинаида Ивановна Нарышкина, которая родила в 1831 году внука Николая. Судьба Нарышкиной достойна отдельной истории, настолько насыщенной и непредсказуемой она была. Княжна была настолько красива и обаятельна что вокруг нее постоянно вились многочисленные ухажеры. Среди них был даже сам император, который не раз оказывал ей внимание.
Зимой 1837 года, а точнее 27 февраля Юсуповы дали первый грандиозный бал в своем новом дворце на набережной Мойки который восхитил светскую публику Петербурга.
В начале 1840-х годов часть интерьеров дворца претерпели изменения. Так вместо двух оранжерей Андрея Михайлова у Парадной лестницы появились Зимний сад и Гобеленовая гостиная. Последнюю назвали из-за размещенных здесь трех гобеленов из серии «Каледонская охота» и гобелена «Дети садовники», которые подарил Николаю Юсупову Наполеон Бонопарт в 1809 году. Проект перепланировки выполнил швейцарский архитектор Бернар Симон.
В 1849 году князь Борис Николаевич умрет от тифа, наследником дома Юсуповых станет единственный сын, двадцати двух летний Николай Борисович (младший). Он станет последним представителем рода Юсуповых по мужской линии. Как и большинство Юсуповых, Николай удивил публику Петербурга. В 1852 году, между ним и его двоюродной сестрой графиней Татьяной Рибопьер возник бурный роман. Заключить брак между близкими по крови родственниками в России не предоставлялось возможным. Для такого требовалось согласие Синода и императора, согласие которого молодые вряд ли бы получили, даже несмотря на то, что молодой князь приходился крестником Николаю I. Влюбленные уехали за границу, где в 1856 году тайно обвенчались. Про тайный союз тут же доложили Александру Первому, который уже зашел на престол. В отличии от своего отца, император приказал оставить молодых в покое, хотя брак так и не одобрил. Молодые, теперь уже супруги, вернулись в Петербург.
После возвращения сына, княгиня Зинаида Ивановна переехала из дворца на Мойке в свой новый дворец на Литейном проспекте. Чуть позже она выйдет замуж за французского дворянина и уедет во Францию, примет французское подданство и поселится в купленном дворце в Королевском парке в Булони. Умрет в 1893 году. Прах княгини перевезут в Санкт-Петербург и захоронят в фамильном склепе в Троице-Сергиевом монастыре. Ее состояние, включая дворец во Франции, как и дома в Москве и Петербурге перейдут внучке Зинаиде Николаевне и правнукам Феликсу и Николаю.
При Николае дворец продолжил свою удивительную историю. Супруга князя Татьяна Александровна, была умной и красивой женщиной, обладала волевым характером и имела влияние на мужа. Опасаясь за свое здоровье, боясь преждевременной кончины, она заставила князя подписать купчую на всю недвижимость Юсуповых, завещав ее своим дочерям Зинаиде и Татьяне. Таким образом, если бы князь повторно женился после ее кончины, то ее дочери получили бы достойное наследство.
После возвращения пары в Петербург, в 1858 году, по желанию молодых владельцев, началось обновление интерьеров Юсуповского дворца на Мойке. Для работ во дворце пригласили архитектора Ипполита Антоновича Монигетти. При нем были заново оформлены Парадная лестница, Помпейская, Музыкальная и Мавританская гостиные. Свой французский шарм получил кабинет Генриха II, а также был обновлен интерьер домашнего театра. Работы завершились в 1862 году.
В 1861 году у супругов родится дочь Зинаида Николаевна, которая станет последней хозяйкой дворца Юсуповых на Мойке. Еще в юном возрасте, в 18 лет она лишится матери, а чуть позже умрет и ее сестра Татьяна. Возможно из-за этих утрат князь Юсупов построит во дворе дворца Покровскую церковь по проекту Александра Шиллинга. К сожалению церковь не сохранится до наших дней. Единственная наследница Юсуповых была красива, обладала вкусом и хорошим образованием. Но больше всего Зинаида Николаевна любила театр, который она не только посещала, но и сама участвовала в любительских постановках. Талант княжны на сцене оценил Станиславский, который умолял ее поступить к нему в театр, что было немыслимо для аристократки такого уровня. Княжну любили при дворе. Одной из лучших подруг Зинаиды была сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна, которую в 1918 году зверски замучают большевики.
В своих воспоминаниях сын Феликс описал свою маму такими словами: «Моя мать была очаровательна. Со стройной талией, тонкая, грациозная, с очень темными волосами, смуглым цветом лица и голубыми глазами, блестящими как звезды. Она была не только умна, образованна, артистична, но исполнена самой обаятельной, сердечной доброты...».
Княжна Юсупова вышла замуж за 26-летнего графа Феликса Сумарокова Эльстона. Так как княжна осталась последней из рода Юсуповых, то император Александр III разрешил супругу княгини именоваться князем Юсуповым в дополнении к своему титулу. С новыми и последними хозяевами Юсуповского дворца, начались и последние перемены в его оформлении. В 1891 году для создания новых интерьеров Юсуповы пригласили архитектора Александра Степанова. Одной из самых значимых работ Степанова станет интерьер трехъярусного театра, именно при нем он получит тот облик, который восхищает нас сегодня. Роспись знаменитого плафона в театре выполнил художник Эрнст Карлович Липгарт. Помимо «жемчужины» Юсуповского дворца архитектор полностью переделает Зимний сад, на месте которого появится отделанная дубом столовая. Радикально изменится декор Мавританского зала. Теперь, каждый кто попадет в гостиную, окажется словно в восточной сказке. Также новые интерьеры получит картинная галерея и другие помещения дворца. Обновление завершится в 1899 году. В 1883 году у Юсуповых родился старший сын Николай, которого по традиции назовут в честь деда. Младший сын Феликс родится в 1887 году. Судьба первого будет трагична. Возможно через гены ему передадутся черты и темперамент прадеда Николая Борисовича младшего. Феликс позже так опишет своего брата: «У него был превосходный баритон и он пел, аккомпанируя себе на гитаре. Став, взрослея, властным и надменным, он оставлял без внимания все мнения, кроме своего, и следовал лишь своим прихотям...». Возможно надменность и всевластие и привели юного князя к дуэли с графом Арвидом Мантейфелем, из-за непотребного отношения к его жене Марине Гейден. 22 июня 1908 года Николай Юсупов будет убит пулей Мантейфеля. Смерть 25-летнего сына потрясет княгиню. Она так и не оправится от утраты до конца своей жизни.
Судьба второго сына окажется более счастливой. После гимназии, Феликс на время станет студентом столичного университета, а в 1909 году на три года уедет на учебу в Оксфорд. Через два года после возвращения в Россию, в 1914 году молодой князь женится на племяннице Николая II Ирине Александровне, - дочери великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. После венчания в церкви Аничкова дворца, они отправятся в большое свадебное путешествие по Западной Европе. Побывают в Египте и Палестине. Путешествие оборвется в Берлине и чуть не закончится трагично, так как они окажутся в эпицентре начала Первой мировой войны. Они благополучно успеют покинуть Берлин и вернуться в Россию.
До начала революции оставалось всего три года, но за этот короткий срок во дворце Юсуповых произойдет немало событий, часть из которых войдет в историю не только семьи, но и в историю Российского государства. По возвращению в Россию, молодым выделят бельэтаж в левой части дворца, который молодой князь решит перестроить на свой вкус в стиле неоклассицизма. Для работ пригласят несколько видных архитекторов и художников в том числе Андрея Вайтенса и Алексея Белобородова, Николая Тырса, Чехонини и Конашевича. Из задуманного они успеют воплотить только ряд интерьеров. Новый стиль получили Большая гостиная, Большой зал, Столовая и несколько других помещений. В 1915 году во дворце на Мойке родится единственная дочь Ирина, в последствии ставшей графиней Шереметевой. Князь Феликс Феликсович в это время учился в Пехотном училище для того, чтобы получить офицерский чин.



Убийство Распутина
На первый взгляд ничего не предвещало событий развернувшихся в ночь с 16-го на 17-ое декабря 1916 года. В эту ночь во дворце Юсуповых собрались пять заговорщиков задумавших убийство Григория Распутина. Кроме князя Юсупова, в заговоре приняли участие: великий князь Дмитрий Павлович Романов, депутат думы черносотенец Владимир Пуришкевич, офицер лейб-гвардии Преображенского полка Сергей Сухотин и военный врач Станислав Лазаверт. Есть предположение, что был еще шестой участник заговора - Освальд Райнер, офицер британской разведки, но документального подтверждений его участия нет. Также в следственном деле нет упоминания участия в заговоре Сергея Сухотина. По одной из версий именно он стрелял в Распутина, но чтобы спасти от наказания, его участь принял на себя Пуришкевич. Почему? Если великого князя сослали после убийства в Турцию, то что ожидало в таком случае простого поручика?
Обстоятельства убийства Распутина достаточно хорошо известны, возможно позже мы расскажем всю историю, а точнее несколько версий происходящего той ночью в Юсуповском дворце. Но кратко все выглядело так: князь Феликс Юсупов пригласил Распутина в гости. Заговорщики заманили его в подвал, где сначала попытались убить старца цианистым калием, но яд не подействовал и тогда Распутина застрелили. Труп Распутина сбросят в Малую Невку с Петровского моста, где потом его тело обнаружат водолазы.
После расследования убийства Распутина, Юсупова и других заговорщиков отправят в ссылку. Князя отправят в имение отца в Курской губернии. Здесь он со своей семьей вплоть до революции в 1917 году, проведет под неусыпным надзором тайной полиции оставшееся время до эмиграции во Францию.
После революции
Как и некоторые другие дворцы, комиссией возглавляемой Луначарским 22 января 1919 года дворец национализировали и объявили памятником архитектуры и искусства. После того как дворец Юсуповых национализировали, здесь открыли музей дворянского быта. В 1919 году открыли Картинную галерею, а спустя пять лет открыли экспозицию рассказывающую об убийстве Распутина. Музей проработал до середины 20-х годов прошлого века. После его закрыли, ценности вывезли, часть из которых отправили в Эрмитаж и Русский музей. Многие ценные вещи были утрачены навсегда.
До Великой Отечественной войны здесь размещался Дворец культуры работников просвещения. Во время блокады Ленинграда здание существенно пострадало от фугасных бомб и снарядов. В частности, одна из бомб пробила перекрытие рядом с Банкетным залом, в котором в то время находился госпиталь.
Наши дни
Сегодня Юсуповский дворец открыт для посещений. На экскурсии можно посетить парадные залы, знаменитый театр, гостиные и другие исторические помещения. Здесь на регулярной основе проходят спектакли, вокальные вечера и концерты классической музыки.
Помимо музыкальных мероприятий, здесь проходят приемы и разнообразные культурные программы. Еще одной приятной особенностью предоставляемой музеем является возможность проведения фотоссесий, например дворец часто выбирают новобрачные для свадебных фотографий.
Посещение дворца Юсуповых никого не оставляет равнодушным. Поэтому, при малейшей возможности, обязательно посетите эту жемчужину архитектуры и искусства на набережной реки Мойки.