РЕКА МОЙКА
Санкт-Петербург

Величественный и суровый, словно немой страж Исаакиевской площади, облаченный в бронзу, на фоне золотых куполов завораживает своей монументальностью. Шедевр Монферрана не только восхитил петербуржцев, но и вызвал массу противоречий...

АУДИОРАССКАЗ

возьмите с собой на прогулку по набережной Мойке созданную нами аудио версию на основе исторического очерка о памятнике Николаю I на Исаакиевской площади
Послушаем?

Шедевр Монферрана

В Санкт-Петербурге всего пять конных монументов. Памятник Николаю I на Исаакивской площади один из них. Несомненно это шедевр. Автором проекта стал Огюст Монферран, который воплотил замысел в жизнь совместно со скульптором Петром Карловичем Клотдтом.

Этот шестнадцати метровый памятник стал одной из самых безупречных работ мастеров, как по силуэту, так и по исполнению. Детальный расчет позволил сделать почти невозможное, скульптура получила опору только на задние ноги коня. Такое решение является очень сложным, поэтому такие памятники редки не только в России, но и в мире. Решение Монферрана подчеркнуло его уникальный образ виденья, - общий силуэт, выбор места установки памятника, вид на который открывается практически с любой точки площади.

Памятник начали возводить в 1856 году, после смерти императора. Спустя три года, 25 июня 1859 года памятник торжественно открыли.

Шестиметровая скульптура Николая I установлена на десятиметровый пьедестал, общая высота памятника превышает шестнадцать метров. Император одет в парадный мундир Конногвардейского полка, который был подчинен лично императору, на его голове – каска с орлом. Прообразом коня, на котором восседает Николай I, стал любимый жеребец царя Амалатбек.

Для пьедестала памятника Монферран выбрал малиновый карельский шошкинский кварцит и белый итальянский мрамор, а для цоколя сердобольский гранит. Смотря на монумент возникает неуловимое впечатление строгой пышности, которой добавляют шарм мраморные детали, бронзовые фигуры и горельефы. Именно такие ощущения присущи эклектике, которая в XIX веке пришла на смену классицизму.

Четыре аллегорические женские фигуры украшающие постамент олицетворяют «Мудрость», «Правосудие»,«Веру» и «Силу». Лица и головы фигур являются портретными изображениями супруги Николая Александры Федоровны и его дочерей Марии, Александры и Ольги. Между первой и второй фигурой размещен позолоченный герб российской империи, под которым находится надпись-посвящение: «Николаю I Императору Всероссийскому. 1859.». Автором этой части монумента стал скульптор Роман Залеман.

Средний ярус постамента украшают четыре горельефа. Три работы художника Николая Рамазанова и один горельеф работы Залемана. Они рассказывают о четырех знаковых событиях произошедших во времена правления Николая I. Один из них посвящен восстанию декабристов произошедшего 14 декабря 1825 года. Другой об усмирении холерного бунта случившегося на Сенной площади в 1831 году. Третий посвящен своду законов Российской империи разработанных графом Михаилом Сперанским. Последний горельеф рассказывает нам об открытии в 1851 году железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, которая дала огромный импульс экономике и промышленности.

У основания памятника разместили четыре изысканных фонаря работы архитектора Роберта Вейгельта изготовленных в виде торшера по рисунку Монферрана. Фонари считаются одними из самых красивых в Петербурге. В 1860 году монумент дополнила решетка из бронзы насчитывающей двадцать звеньев. Элементы ограждения отлили в Гальваническом институте Максимилиана по проекту архитектора Людвига Бонштедта.

На создание памятника из казны было потрачено 753 тысячи рублей серебром. На отливку статуи императора Николая Павловича ушло примерно 21 тонна металла или около 1300 пудов согласно мерных величин тех времен. Металл потребовался не только на саму фигуру царя, но и для придания устойчивости самой скульптуре. Внутрь памятника засыпали огромное количество дроби, металл также потребовался на металлические столбы идущие через весь пьедестал от ног коня до его основания.

Достижения Николая I современники мало ценили. Многие историки считают, что царь был сложной и противоречивой фигурой и запомнился большинству подданных как «жандарм Европы», «Николай Палкин» и «Душитель свободы». Особенно, после революции, преуспеют в этом большевики, выпустившие в различных журналах огромное количество карикатур на императора.

Только люди с холодным и рассудительным умом могут увидеть в царе настоящего хозяина страны, который желал ей процветания, даже при наличии у нее пороков. Николай I был очень деятельным правителем, грамотным инженером, готовый работать по двадцать часов в сутки, но мощная бюрократия, казнокрадство не давали ему возможность реализовать задуманное. Так например при строительстве железной дороги цена на шпалы, которые отпускались производителем составляла 27 копеек, а в счете подрядчиков казне уже составляла 1 рубль 50 копеек. Понимая значение дороги, царь боролся с коррупцией и сажал воров, но в большей части закрывал на такой порядок глаза.

Один из известных юристов Анатолий Кони, придерживающийся левых взглядов, как-то заявил, что аллегорические фигуры не имеет ничего общего со сводом законов Сперанского, статьи которого явно отрицают заложенный смысл в аллегории, особенно Правосудия и Веры. Эти слова, как никакие другие, характеризуют отношение людей к эпохе Николая I, хотя при его правлении расточительство считалось чуть ли не грехом, а праздный Петербург жил скромной жизнью.

По одной из легенд Петербурга относящихся к памятнику, утверждается, что на следующий день после открытия, кто-то умудрился приделать к коню кусок картона с надписью «недогонишь!», имея ввиду памятник Петру по другую сторону Исаакивского собора. Кстати, памятники находятся на одной оси и имеют одинаковое расстояние до собора. Дерзкая надпись стала триггером пародий и анекдотов, которые стали одними из самых упоминаемых в городском фольклоре Так в частности эпиграмма: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает» отсылает нас именно к этому памятнику.

Все это вылилось в нескончаемое сравнение памятника Николаю I с «Медным всадником», последний неизменно выигрывал у первого. При этом если подойти с точки зрения реализации и художественной ценности, то творение Монферрана и Клодта явно во многом превосходят шедевр Фельтена. Одна только постановка монумента великолепно организовавшего огромное пространство, говорит о более высоком градостроительном и композиционном подходе создателей памятника Николаю I. Когда вы окажитесь на Исаакиевской площади, оглянитесь, это то место которое пронизано Монферраном. В вашем поле зрения окажется большинство произведений зодчего, включая его собственный дом на набережной реки Мойки.

После революции 1917 года, в кругах большевиков под эйфорией борьбы с царским наследием, обсуждалась снесение памятников «царям и их слугам». Деятели от «искусства» явно пытались угодить новым властям и первым предложили убрать памятник «Николаю Палкину». Но «жрецов культуры» в городском управлении не поддержали, художественная ценность памятника не вызывала сомнения.

Единственной утратой стало ограждение, которое демонтировали в 1930-х годах. Ограду воссоздадут в 1991 году на заводе «Монументскульптура», оставшиеся фрагменты от оригинальной ограды, будут включены в новую.

Во время Великой Отечественной войны памятник Николаю I закамуфлируют брезентом, перед этим обнесут монумент защитным коробом из древесины, чтобы защитить от вражеской авиации.

В нашем веке, надписи на памятнике никто не оставлял, а вот в 2011 году досталось одному копью, наконечник которого был поврежден. Вандалом оказался сторож кадетского корпуса, который по его утверждению сделал это не нарочно, он просто хотел сделать фото с необычного ракурса. Копье после восстановят реставраторы.

Чуть ранее, до этого происшествия, во время обследования памятника, было зафиксировано ухудшение конструкции, ведь за всю свою историю памятник лишь точечно ремонтировали. Только в 2020 году на монумент было выделено финансирование из городского бюджета.

К этому моменту памятник довольно сильно обветшал, местами в постаменте образовались трещины шириной до 30 сантиметров. Бронза покрылась коррозией, а мрамор утратил полировку. После утверждения проекта реконструкции, началась реставрация, которая закончилась в ноябре 2021 года. Расходы по восстановлению памятника составили 116 миллионов рублей.

Где находится?