РЕКА МОЙКА
Санкт-Петербург

Фонарный мост на Мойке назван так не из-за фонарей на мосту, и даже не из-за Фонарного переулка, а из-за трактира, где отдыхали в свое время фонарщики...

..

АУДИОРАССКАЗ

послушайте аудио версию исторического очерка про Фонарный мост, мы специально сделали этот ролик, чтобы вы могли его забрать в качестве аудиогида на прогулку по реке Мойке
Послушаем?

История моста

Один из «молодых» мостов на реке Мойке, но с историей, которая начинается примерно в середине XVIII века. В то время здесь была установлена деревянная переправа через Мойку. Мост неоднократно перестраивался до конца века. Новую, постоянную деревянную переправу в два пролета возведут в 1906 году по проекту Петра Лихачева.

В это же время мост получит свое название «Пешеходный Фонарный столб». Дополнительное слово в названии сегодня отсутствует, в прошлом же оно подчеркивало его основное назначение, - мост был пешеходным. Свое имя он получил благодаря рядом расположенному Фонарному переулку и его название не имеет никакого отношения к фонарям установленных на мосту. Сам переулок, по факту тоже получил в 1775 году свое наименование не из-за фонарей, а из-за Фонарного питейного дома, где «выпивали» фонарщики.

Переправа соединяет между собой Почтамтский и Фонарный переулки. Длина моста составляет 33 метра, ширина 20 метров. Выше по реке находится Синий мост, а по течению ниже подвесной Почтампский мост. Рядом с мостом находится здание бывшей Немецкой реформатской церкви, где сейчас находится Дом культуры Связи. Чуть ниже по течению, по левому берегу Мойки, возле Почтамского моста, находится особняк знаменитого зодчего Монферрана.

Первая перестройка моста состоялась в 1950 году. Обветшавшие за 45 лет деревянные пролеты заменили двутавровыми балками из металла и установили на мосту металлические сварными решетками простого рисунка.

Спустя двадцать лет будет принято решение о возведении нового моста, проект которого разработают инженер Соболев и архитектор Носков. При создании проекта за прототип взяли конструкцию и концепцию примененные при строительстве Подьяческого моста, который выполнили эти же специалисты. Мост откроют в 1973 году.

Мост имеет один пролет из железобетона рамной конструкции, которая представляет из себя трехшарнирную раму. Железобетонные элементы рамы ригеля имеют переменную высоту и омоноличенны «ногами» рамы. Для смыкания консолей в середине пролета использован несовершенный шарнир. Опоры свайного основания выдвинуты из линии набережной и облицованы гранитом.

Фасады железобетонных конструкций облицованы металлом, что создает гармоничный архитектурный ансамбль с другими мостами XIX века на реке Мойке. Ощущения усиливают также торшеры с фонарями стилизованные под архитектуру классицизма и литая решетка из чугуна, выполненная в художественном стиле ограждения набережной Мойки.

Начиная с начала 2000-х годов на мосту пройдет несколько реставраций и ремонтных работ. Так в 2001 году отреставрируют фонари, в 2003 году будет организована подсветка моста, в 2011 году пройдут технические работы - заменят гидроизоляцию и дорожное покрытие, в 2017 году отреставрируют торшеры и элементы декора.

В отличии от своего предшественника начала прошлого века, сегодня мост открыт, как для пешеходов, так и для транспорта. Мост имеет четыре полосы для автомобильного движения отделенных от пешеходных тротуаров гранитным поребриком.

Где находится?