РЕКА МОЙКА
Санкт-Петербург

Один из трех цветных мостов в Санкт-Петербурге, начал свою историю в 1717 году. Мост перестраивался, но сохранил свой уникальный облик, спроектированный инженером Гесте в 1814 году.

АУДИОРАССКАЗ

прослушайте созданный нами исторический очерк о Красном мосте на реке Мойке. Заберите его с собой на прогулку на прогулку по набережной в качестве аудиогида
Послушаем?

От Белого к Красному

Красный мост, это один из трех цветных мостов на реке Мойке. Расположен на пересечении реки с Гороховой улицей. Длина моста составляет 42 метра, ширина самая маленькая среди цветных мостов всего 16 метров 80 сантиметров. Название моста соответствует цвету окраски. Красным мост стали называть с 1808 года, до этого мост называли Белым и да он был покрашен в белый цвет. Согласно историческим данным, первый мост появился на этом месте в 1717 году. Мост как и большинство других мостов в Петербурге был построен из дерева.

В 1737 году по проекту Германа ван Болеса мост перестроили. Мост получил средний разводной пролет функционально отличающийся от классических разводных мостов. Вместо сложных механизмов подъема, инженер оставил небольшую щель размером в 70 сантиметров в пролете. Такой прием давал возможность проходить мачтовым судам. При этом щель для проезда после укрывалась съемными щитами. Такой подход не прижился.

К концу столетия мост снова перестроили, он стал постоянным и получил три пролета. Свой современный вид мост получил в 1814 году. Автором проекта стал инженер Вильям Гесте. Как и другие мосты построенные инженером, Красный мост получил чугунное основание и один пролет в форме арки.

В начале XIX века место у моста было довольно оживленным - здесь в доме Кусовникова регулярно проводились общественные балы, весьма популярные у петербургской публики. Так например в газете «Санкт-Петербургские ведомости» можно найти заметку от 22 февраля 1803 года: «Пьер Гюге и Гатовский честь имеют известить почтенную публику, что они каждый четверг и субботу, доколе публичные увеселения будут позволительны, будут давать в доме господина надворного советника Кусовникова, в коем напред сего было музыкальное собрание, состоящем у Красного моста, публичные балы. За вход в оные платит каждой кавалер 1 рубль 50 копеек и имеет право привести с собою столько дам, сколько за благо рассудит».

Мосты к сожалению не вечны, начиная с 1924 года по 1950 год у опор и пролетных строений стала наблюдаться деформация, и от года к года она прогрессировала. Швы на стыках коробок стали раскрываться, болты соединяющие их разрывались, что сказалось и на вертикальных ребрах коробок, а на их днищах появились глубоки трещины. Созванная комиссия обследовав мост, признала Красный мост аварийным.

Работы по реконструкции поручили инженеру Блажевичe. По его проекту, начиная с 1953 года по 1954 год, мост реконструировали. Основные изменения коснулись свода, старый чугунный свод заменили на новые сварные арки. Внешний вид при этом сохранили, также восстановили гранитные обелиски с позолоченными шарами из бронзы и четырехгранные фонари на кронштейнах. Сохранили и старые перила ограждений между пешеходной и проезжей частью, а основные перильные ограждения выполнили в виде литых решеток, однотипные с решеткой набережной Мойки. Фасад как и полагается выкрасили в красный цвет, сохранив традицию.

Где находится?