РЕКА МОЙКА
Санкт-Петербург

Инженерный мост в Санкт-Петербурге расположен у истока реки Мойки, по набережной Фонтанки. Является не только уникальным памятником архитектуры, но и самым посещаемым мостом на реке.

АУДИОРАССКАЗ

прослушайте созданный нами исторический очерк о Первом Инженерном мосте, его легко можно забрать с собой на прогулку по набережной Мойки
Послушаем?

Летний мост

Самый первый мост на реке Мойке, расположился в ее истоке по набережной реки Фонтанки. Длина моста 27,8 метров, ширина 9,5 метров.

Рядом с мостом расположен Михайловский замок, в нем в 1823 году разместили Главное инженерное училище. С этого времени замок получил свое второе название - Инженерный замок. До того как Павел Первый начал строительство замка, на этом месте во второй половине XVIII века стоял деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны. Напротив дворца, через реку Мойку, находился Летний сад соединенный с дворцом деревянным крытым Летним мостом. Первый мост был построен по проекту Расстрелли, в середине 1780-х годов его перестроили.

После смерти Павла, некоторое время территория, как и сам замок находились в запустении. Все изменилось в начале 20-х годах XIX века, когда благоустройство территории поручили Карлу Росси. Архитектор полностью изменил планировку района прилегающею к Инженерному замку, которая коснулась и Летнего моста. В 1828 году был утвержден проект инженеров Петра Базена и Эмиля Клапейрона. Спустя два года на месте старого моста был возведен новый металлический мост. Два года, довольно не маленький срок, но так как мост строили практически с нуля, это не удивительно. Время стоило этого, ведь сегодня Инженерный мост является не только уникальным сооружением, но также является ценнейшим памятником архитектуры.

Основания опор моста выполнены в виде ростверков на сваях, сами опоры облицевали гранитными блоками чистой тески. Металлические детали и конструкции изготовили на двух заводах Петербурга: Александровском чугунолитейном заводе и на заводе Берда.

Пролет моста получил коробчато-арочное решение из чугуна. Декоративное оформление моста считается одним из самых красивых. Так фасады арок украшены накладными литыми элементами из чугуна в виде античных щитов и шлемов. Фонари подчеркивают, что к оформлению моста была приложена также рука инженера, ведь копья, собранные пучком и переплетенные посреди венком дают повышенную устойчивость конструкции. Автором ограждений стал архитектор Людвиг Шарлемань, по его рисункам решетку ограждения украсили соединенные короткие копья-дротики, столбы решетки украсили ликторские пучки на которых размещены мечи и щиты с изображением головы Горгоны Медузы. Такое оформление уносит нас в легенды древней Греции, одна из которых рассказывает нам про Пегаса, коня Персея, родившимся из крови убитой Персеем Медузы. Ходят легенды, что образ Медузы исполняет желания владельца, поэтому довольно часто «поклонники» сбивают ее изображение с ограды.

Во второй половине XIX века Летний мост сначала переименовали в Инженерный, а в 1882 году в Первый Инженерный. Без капитального ремонта мост простоял практически 120 лет. После Великой Отечественной войны, в 1946 году при осмотре моста были зафиксированы очень существенные деформации пролетного строения и просадка опор. Движение по мосту закрыли.

Спустя пять лет, состояние моста было признано катастрофичным. Начались проектные изыскания для сохранения сооружения. Реконструкция началась в 1952 году по проекту инженера Левина. Работы на мосту продолжались до 1954 года. Во время капитального ремонта были отремонтированы опоры, которые дополнительно укрепили наклонными сваями. Оригинальные чугунные арки пролета заменили на двухшарнирные, предварительно напряженные рамы со стальным ригелем. Архитектурное оформление восстановили, утраченные фонари воссоздали по проекту архитектора Александра Ротача.

Последний раз мост ремонтировали в 2002 году. Мост входит в список объектов культурного наследия России федерального значения.

Где находится?