Первая переправа через Мойку на месте 1-го Садового моста появилась не позднее 1716 года. Мост особенного любим у туристов, за возможность сделать красивые фотографии на фоне Инженерного замка




АУДИОРАССКАЗ
каждую историю на нашем сайте можно послушать, мы специально создали аудио версию, в том числе и про историю Первого Садового моста, которую можно взять с собой на прогулку.История
Первая переправа на месте, где сейчас находится «1-й Садовый мост» появилась не позже 1716 года. В этом году, при составлении карты Петербурга, мост был впервые нанесен на план города. Как и большинство мостов того времени, мост был построен из дерева с подъемной частью для прохода мачтовых судов. Мост через Мойку вскоре начнут называть 2-ой Царицынский мост по расположенному рядом Царицыну лугу.
Первая конструкция прослужит более 70 лет, до момента прокладки в конце века Церковного канала у Михайловского замка. К 1801 году мост перестроят, он получит один ригельно-подкосный пролет с опорой на каменные устои. В это же время мост получит свое новое название «Михайловский», из-за его близости к Михайловскому замку.
Спустя тридцать лет деревянный мост разберут и на его месте возведут каменный однопролетный мост. Проект нового моста разработают три известных инженера: Петр Базен, Андрей Готман и Иван Буттац. Арка нового моста получит лучкообразный пологий кирпичный свод проложенный рядами плит из известняка, а фасадные арки выполнят из гранита и облагородят литой решеткой. Открытие нового моста состоится в 1836 году.
Каменный мост простоит до начала 20 века. В 1905 году, перед тем как открыть на Садовой улице трамвайное движение, мост было решено обследовать. Комиссия сделала неутешительные выводы, состояние моста признали неудовлетворительным, при этом инженеры особо отметили начавшиеся необратимые разрушения в нижней части свода. Было принято решение о строительстве нового моста, разработку проекта поручили инженеру Анджею Пшеницкому. Мост получил новые опоры, старое свайное основание оставили прежним, кирпичный свод заменили металлические двухшарнирные арки. Новый мост откроют для движения в декабре 1907 года. На время строительства был возведен временный деревянный мост для конок, экипажей и пешеходов.
Во время работ по демонтажу моста, 11 августа 1906 года произошла трагедия. В это время на мосту проводились работы по разборке пролета, которая фактически уже была завершена, когда один из бригадиров (десятник) допустил ужасную и некомпетентную ошибку. Он распорядился прорубить верхнюю часть свода поперек, нарушая не только каноны инженерного искусства, но и принципы простой математики и физики. Правильным решением было разбирать свод продольными полосами... В результате, кирпичный свод рухнул. Одна из газет описала трагическое событие: «...находившиеся на мосту до 40 человек рабочих свалились в воду; за исключением трёх утонувших, остальные были спасены; кроме того, пострадали: рабочий Иван Лубенко, у него оторвало обе ноги (на следующий день он умрет в больнице), и 5 человек рабочих которые получили незначительные травмы».
Следует отметить, что автор проекта Пшеницкий не курировал строительство, технический надзор за строительными работами был поручен комиссией городской думы инженеру Становому. История умалчивает, понес ли инженер наказания за случившуюся трагедию.
Такие кардинальные изменения естественно не обошли стороной и архитектурное оформление моста, которое поручат архитектору Льву Ильину. На новом мосту появятся новые решетки, так как из-за изменения кривизны пролета старые не могли быть использованы. Чугунные решетки с круглыми щитами и скрещенными копьями воссоздадут на литейном заводе «Труд». Кстати, возможно, что этот рисунок частично позаимствован с нижней части ворот Русского музея, которые выполнил в свое время Карл Росси. Красивые фонарные столбы, а точнее - торшеры, в нижней части оформлены связкой пик с накладками из венков и щитов. В верхней части торшеры увенчаны двуглавыми орлами, в советское время вместо орлов были звезды. Знатокам архитектуры Петербурга убранство этих торшеров знакомо по фонарным столбам Суворовского плашкоутного моста созданных в 1820-х годах.
После революции мост переименовали в «Садовый мост» по расположению к Садовой улице, это произошло 6 октября 1923 года. Свое нынешнее название мост получит в 1967 году.
Во время осады Ленинграда в годы Великой отечественной войны архитектурный декор моста сильно пострадает. Только к 1969 году удастся с незначительными изменениями восстановить архитектурное оформление моста начала XX века. Последний капитальный ремонт был произведен в 2003 году, помимо технических работ, были отреставрированы торшеры и фонари, а также обновлена позолота на деталях декора.
«1-й Садовый мост» расположен в центре исторических мест Петербурга, он непосредственно примыкает с одной стороны к Михайловскому саду и ансамблю Михайловского замка, с другой к Марсовому полю и Летнему саду разделенных Лебяжей канавкой. Это второй мост на реке Мойке, выше находится только «1-й Инженерный мост», а ниже по течению «2-й Садовый». Длина моста составляет 33,9 метров, ширина 20,4 метра.