Последний из действующих подвесных постов не только на Мойке, но и последний из висячих мостов во всем Санкт-Петербурге. Помимо этого интересного факта, он также является и самым узким мостом на реке...




АУДИОРАССКАЗ
послушайте аудио версию исторического очерка о Почтамтском мосте, мы специально сделали его, чтобы вы могли его забрать на прогулку по МойкеНа набережной Мойки, напротив Прачечного переулка, находится пешеходный цепной мост. Это один из самых узких мостов не только на реке Мойке, но и во всем Петербурге. Длина моста составляет 49 метров и 10 сантиметров, а вот ширина всего 2 метра 20 сантиметров, поэтому по нему можно только пройти пешком.
Свое название - «Почтамтский», мост получил из за своего месторасположения, он находился рядом с Главным почтамтом. В начале 1840-х годов, архитектор Кавос построил недалеко от моста, на Большой Морской улице «Двор почтовых карет», что еще больше укрепило связь с названием.
Изначально, в конце XVIII века, здесь был сооружен деревянный балочный мост. Он насчитывал четыре пролета, балки которых опирались на сваи обшитые досками. Спустя чуть более четверти века, вместо деревянного моста возвели цепной пешеходный мост, по которому можно пройтись и сегодня. Идея строительства моста принадлежит герцогу Александру Вюртембергскому, который в конце 18 века занимал должность Главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий.
Вместо привычных нашему взгляду мостов на Мойке, этот мост более интересен с технической стороны, поэтому вы не найдете на нем красивых декоров, ведь его художественная ценность заключается в конструкции. Прогуливаясь по нему, обязательно насладитесь моментом, ведь это единственный оставшийся висячий мост в Петербурге.
Проект моста разработал инженер Василиий Карлович фон Треттер в 1823 году, в этом же году начались работы по его возведению, которые завершились в 1824 году. При этом жители стали переходить по нему не дожидаясь окончания строительства. Это было довольно смело, так как мост под ними раскачивался, а перил у моста еще не было. Этот факт зафиксирован, а вот пострадал ли кто-то история умалчивает.
Чтобы выдержать нагрузку цепей и пролета, опоры из бута и гранита вмонтировали в стену набережной таким образом, что они стали одним целым. Как и набережная, основой опор стали ростверки. На краях моста, на опоры установили обелиски из чугуна, которые украсили позолоченными шарами. В качестве упора с противоположной стороны обелисков установили чугунные дуги, которые как и обелиски закрепили на опорах анкерными болтами, глубоко спрятанных в кладке опор.
Чтобы удержать пролет, особенные требования уделялись цепям. Цепи для подвесных мостов Петербурга проходили испытания под царским надзором, и только после того как инженеры доказали их безопасность и прочность они стали применяться при возведении мостов.
Кованные цепи для Почтамтского моста изготовили на заводе Берда, как и другие металлические детали. Для крепления использовались специальные шарниры замки. Ограждение сделали из кованного железа в виде художественной решетки, которую как и стыки цепей украшали бронзированный розетки. Из декора, только эти розетки и шары на обелисках украшают мост.
Первая реконструкция моста началась в начале 20 века. В рамках проведения ремонтных работ 1902 году тяжелую кованную решетку заменили на более легкую. К этому времени, под нагрузкой длинного пролета моста цепи деформировались, а пилоны-обелиски наклонились. Пешеходы рисковали проходя по мосту, так как он из-за движения сильно раскачивался.
Городской совет, в 1905 году, отказался от капитального ремонта, выбрав вариант инженера Бальди. Вместо замены цепей, обелисков и ремонта опор, под мост подвели две свайные опоры. В результате мост получил три пролета и утратил свою первоначальную конструкцию, а вместе с ней и свою художественную ценность. Цепи сохранили, провисая, они напоминали о своей роли в прошлом, не принимая конструктивного участия в этом моменте своей истории.
До полной реновации мост несколько раз ремонтировался. В 1953 году деревянный пролет заменили металлическим. В 1956 году по инициативе инженера Степанова ограждениям моста вернули литые перила с первоначальным рисунком. Перила изготовили в мастерских литейного цеха трамвайного депо имени Калинина.
И только спустя почти 80 лет после признания моста аварийным, в период с 1981 года по 1983 год мосту вернули прежний облик и конструктивную особенность. Проект реновации выполнили инженеры Дворкин и Шипов. Детали моста воссоздали на трех заводах: цепи изготовил Канонерский завод, пролет сделали на судоремонтном заводе Петрокрепости, а пилоны воссоздали на Кировском заводе. Опоры больше были не нужны, их убрали и мост стал снова цепным. Таким сегодня мост предстает и перед нами, как и почти двести лет назад.