Расположенный на реке Мойке у Мариинского дворца и Исаакиевской площади, Синий мост как будто растворяется в окружающем пространстве, превращаясь в «мост-призрак»...




АУДИОРАССКАЗ
прослушайте созданный нами исторический очерк про Синий мост на реке Мойке. Возьмите его с собой на прогулку на прогулку по набережной в качестве аудиогидаИстория моста
Один из самых широких мостов Санкт Петербурга расположен у Мариинского дворца, напротив Исаакиевского собора. Как и другие два моста на реке Мойке, мост получил свое название по цвету окраски фасадной части. Во времена Петра, на месте нынешнего Синего моста, был возведен первый деревянный мост, который простоял до 1737 года.
Второй мост стал подъемным, он также был построен из дерева под руководством инженера Германа ван Болеса. Во время реконструкции набережной Мойки в конце 18 века, когда возводили гранитные стенки на реке, мост перестроили. Он стал трех пролетным, но остался деревянным, как и опоры на которых он стоял. В начале 19 века эпоха деревянных мостов закончилась.
В 1818 году настала очередь и Синего моста, сменить свой облик и конструкцию. В этот год состоялось торжественное открытие. Мост стал однопролетным с чугунным коробчатым арочным пролетным строением, с опорами из камня облицованных гранитом. Проект разработал Вильям Гесте, а работы курировал Базен. В 1818 году мост заменили постоянным, однопролетным и каменными опорами, облицованных гранитом по проекту инженеров Вильяма Гесте и Пьера Доминика Базена. В то время ширина моста составляла всего 41 метр.
Спустя 25 лет, в 1843 году, мост было решено расширить. Это было связано со строительством Мариинского дворца на левом берегу реки Мойки. К работам привлекли трех инженеров: Егора Андреевича Адама, Андрея Готмана и Завалишина. Мосту пристроили новые арки, которые сдвинули мост в сторону Красного моста. Гранитные обелиски заменили чугунными фонарями. С тех пор ширина моста не менялась, как и в 1843 году она составляет 97 метров 30 сантиметров.
Такая ширина по сути превратила мост в неотъемлемую часть Исаакиевской площади. Оказавшись на мосту мы по сути не замечаем этого - поэтому Синий мост называют мостом призраком.
Кстати, после перестройки моста, в Петербурге появилась мифическая легенда, что ширина моста составила 99 метров и 90 сантиметров. Но скорее всего это удачный ход современных экскурсоводов, которые захотели придать мосту что-то мистическое. Ведь в те времена длина измерялась в саженях, аршинах и вершках. Расстояния измерялись в верстах, вес - в пудах, а объём жидкостей - в чарках и бочках.
В начале 20 века в ходе обследования выяснилась болезнь конструкции моста, которая была характерна для мостов такого типа: разрыв болтов, сквозные трещины в коробах. Но самое печальное - произошла просадка свода на целых 20 сантиметров, даже при условии, что устои оказались в удовлетворительном состоянии, это все равно требовало немедленных действий.
Через четыре года, в 1929 году начались работы по реконструкции. Проектную документацию разработали инженеры Ольга Бугаева и Чеботарев. Реконструкция затронула свод, который заменили на железобетонную конструкцию, при этом сохранили старые опоры и перильные ограждения.
Для туристов будет интересен Водомерный столб, который установили в 1971 году. Четырехгранный обелиск с трезубцем Нептуна врезали в гранитную облицовку набережной на правом берегу Мойки. По меткам Водомерного столба можно узнать уровень воды в реке Мойке в данный момент. Также на обелиске имеются отметки самых крупных наводнений, которые произошли в Петербурге начиная с 1824 года.