РЕКА МОЙКА
Санкт-Петербург

Один из самых молодых мостов на реке Мойке. Этот мост, расположенный у Михайловского сада, является уникальным примером бережного сохранения исторического облика Петербурга.

АУДИОРАССКАЗ

созданный нами исторический очерк про 2-й Садовый мост можно послушать, мы специально озвучили текст, что бы вы могли его взять с собой на прогулку по набережной Мойки
Послушаем?

История моста

Мост длиной в 30 метров 20 сантиметров и шириной в двадцать с половиной метров связывает проезд вдоль Марсового поля и Царицынский проезд, таким образом он соединяет 1-й Адмиралтейский и Спасский острова.

Если сравнивать с другими мостами на реке Мойке, этот мост на первый взгляд нам покажется из той же эпохи, как и другие. Но это не совсем так. Этот мост построен в советское время в отличии от других мостов на Мойке. Даже если учесть, что первая переправа здесь появилась в 1876 году, он все равно будет считаться одним из самых «молодых» мостов.

Первый деревянный мост, который не сохранился до наших дней, имел один пролет с балочным сводом и открытыми фермами из металла, которые были установлены на чугунные сваи. Мост построили в 1876 году специально для конно-железной дороги, пешеходам вход на мост был запрещен. Судьба первого моста оказалась краткосрочной, на многих картах и фотографиях конца XIX и начала XX века он уже отсутствует.

Новый деревянный мост через Мойку в этом месте построят в 1933 году. Он получит три пролета на железных фермах и деревянные перила. Через мост проложат трамвайные пути и пустят трамвай. Мост останется безымянным до 1957 года, в этом году мост, из-за окружающих его садов и парков, наконец получит официальное название - «2-ой Садовый мост». В это же время Садовый мост, что расположен выше по течению Мойки, переименуют в 1-й Садовый мост.

В 1961 году на мосту заменили деревянные перила на чугунные. Инициатива принадлежала инженеру Степанову, он предложил вариант решетки руки Василия Стасова, которую известный архитектор сделал для каменного моста у Нарвских ворот 1830 года постройки. Этот мост, через речку Таракановку, был засыпан в 1920-ых годах. Над восстановлением оригинальных решеток приняли участие архитекторы-реставраторы Ирина Бенуа, Поляков и скульптор Георгий Цыганков. Именно эти перила украшенные доспехами древних воинов сделали мост похожим на старые мосты Петербурга, как и фонари-торшеры почти идентичных установленным на 1-ом Садовом мосту.

В 1966 году было принято решение о перестройке деревянного моста, он получил один пролет в виде трехшарнирной железобетонной рамы, а опоры моста облицевали гранитом. Проект обновленного моста выполнил архитектор Лев Носков. Уже ставшими историческими перила бережно установили на место. В этот же год установили торшеры. В 1970 году были позолочены архитектурные детали моста. В 1985 году установили более высокий поребрик.

Первый капитальный ремонт провели в конце XX века. Реконструкция закончилась в 1999 году. С моста убрали трамвайные пути, отреставрировали фасады, торшеры и перильные ограждения. Опоры получили новую гидроизоляцию, пролет моста существенно усилили.

Популярность 2-му Садовому мосту придает его уникальное месторасположение в окружении знаменитых парков и садов, где сосредоточено много исторических мест. По правой стороне Мойки находится Марсово поле, от которого по мосту можно пройти к храму Спас-на-Крови или попасть в Михайловский сад расположенных на левом берегу реки. Туристы облюбовали его как одно из лучших мест для фотографий на фоне храма и Михайловского замка.

Кстати, если вы окажитесь на 2-ом Садовом мосту, обязательно обратите внимание на торшеры, которые увенчивают звезды, в то время как торшеры 1-ого Садового двуглавые орлы. Именно эти декоративные элементы подчеркивают принадлежность мостов к разным эпохам.

Выше по течению реки Мойки находится 1-й Садовый мост, ниже расположен Мало-Конюшенный мост или Тройной мост.

Где находится?