Один из трех цветных мостов на реке Мойке, познал за свою историю немало знаковых и ярких событий, которая растянулась почти на двести лет, пройдя через пепелище грандиозного пожара, блеск царского двора и череду трагедий XX века...




АУДИОРАССКАЗ
прослушайте аудио версию исторического очерка про Зеленый мост, ролик может вам пригодиться в качестве аудиогида на прогулке по набережной Мойки или по Невскому проспектуИстория моста
Один из трех цветных мостов на реке Мойке расположился в створе Невского проспекта, рядом со Строгановским дворцом. Как и большинство первых мостов Петербурга на месте современного моста был возведен деревянный подъемный мост. Деревянный мост возвели всего за один год и открыли для проезда в 1718 году. Спустя 17 лет, в 1735 году мост реконструировали и покрасили в Зеленый цвет, с этого времени, мост стали называть Зеленым. Название моста, за его историю несколько раз менялось.
Первый раз мост сменил свое название в 1770-ых годах, он сменил название на Полицейский мост. Почему? Все дело в возведении на берегу Мойки на Невском проспекте дома генерал-полицмейстера Николая Чичерина, в честь чего мост и переименовали. В конце 18 века мост в очередной раз реконструировали, он стал трех пролетным. Деревянные пролеты блочной системы установили на каменные опоры. В таком виде мост простоял до 1806 года, в котором он получил свой современный вид, став при этом первым чугунным мостом в Петербурге.
Строительство было поручено инженеру Вильяму Гесте, консультантом выступил Франц Павлович де Воллан. Мост получился классическим для мостов такого типа, пролеты моста выполнены в виде арки, которая расположена на опрокинутых вверх дном чугунных коробках скрепленных между собой болтами. Основанием моста служат свайные растворки. Тротуары моста облагородили гранитом на одном уровне с проезжей частью, отделив проезжую часть гранитными парапетными камнями с металлическими прутьями. Мост украсили гранитные обелиски с золотыми шарами и установили литые перильные ограждения.
К середине 19 века движение по Невскому проспекту возросло, поэтому было принято решение расширить мост путем выноса тротуаров на консоли, красивые обелиски убрали, заменив на более легкие чугунные фонарные столбы. Проектом руководил инженер Гетман. Помимо того, что мост стал первым мостом из чугуна, Зеленый мост стал также первым в России на котором в 1844 году мостовую выложили из асфальтных кубиков. В газетах того времени можно встретить такие заметки про это новшество: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту».
В начале 20 века, когда в России произошел бум развития железных дорог, Зеленый мост расширили. Это произошло в период с 1904 года по 1907 год. Каждой стороне моста добавили пять рядов коробочных арок и расширили опоры. Авторами перестройки стали инженеры Берс, Становой и Пшеницкий. Изменилось и архитектурное оформление. Архитектор Ильин украсил фасадные арки моста орнаментами, а фонарные столбы обновили позолоченными канделябрами с шестигранными фонарями из стекла.
Во время реконструкции в 1905 году, в день «Кровавого воскресенья» 9 января возле моста расположились военные, которые расстреливали петербуржцев идущих к Зимнему дворцу. После революции Зеленому мосту присвоили новое название - «Народный мост». Историческое, самое первое название мосту вернули в 1997 году.
Все преобразования с мостом произошедшие за его двухсотлетнюю историю сделали мост архитектурным инженерным шедевром - его пролеты легки, пологость сводов и декор придают ему особый шарм. Длина Зеленого моста 39 метров 80 сантиметров, ширина 38 метров 67 сантиметров. Кстати, Зеленый мост, это единственное место на Невском проспекте откуда виден шпиль Петропавловского собора.